Почётное место

Сегодня исполняется  105  со дня рождения журналиста, поэта и драматурга, заслуженного деятеля искусств Кабардино-Балкарии Залимхана Алиевича Аксирова. В национальной литературе он занимает особое почётное место. Начав свой творческий путь актёром, Аксиров стал талантливым автором пьес, тонко чувствующим непростые законы драматургии.
Герой нашего юбилейного очерка родился 16 мая в Жанхотово, позднее переименованном в Псыгансу. Окончив семь классов в родном селе,  приехал в Нальчик, чтобы продолжить обучение. С выбором профессии будущий драматург определился не сразу. Проучившись год в медицинском техникуме и год в педагогическом училище, молодой человек поступил в театральную студию, которая готовила актёров национального театра.
В 1940 году в республику вернулись первые выпускники кабардинской студии ГИТИСа. В Нальчике был создан Кабардино-Балкарский государственный драматический театр, в котором Аксиров служил до 1947 года.
В разное время он работал в газетах. Был корреспондентом и редактором литературного вещания республиканского радио и режиссёром телевидения. Залимхан Аксиров награждён орденом «Знак Почёта», медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и «За трудовую доблесть». В 1966 году ему было присвоено почётное звание «Заслуженный деятель искусств КБАССР».
Драматургией он занялся в начале 40-х, и сразу заявил о себе как талантливый и самобытный автор. Его дебютом стала пьеса «Даханаго». В 1950 году Аксиров представил её в качестве конкурсной работы на вступительных экзаменах в Литературный институт имени Горького.
Со временем пьеса была переведена на русский язык и получила высокую оценку современников. В предисловии к изданию 1957 года известный советский критик Юрий Либединский отмечал, что «драматическая поэма Аксирова… как бы подаёт руку сегодняшнему дню. Нужно было обладать подлинным дарованием художника, чтобы древнейшую легенду народного эпоса, миф, сохранившийся с самых юных времён человечества, переложить на драматический сюжет и выразить лёгким и гибким стихом, точно на крыльях несущим эту красивую сказку».
С Либединским был солидарен наш земляк Хачим Теунов: «Фантастике древней легенды Аксиров придаёт реальные черты, сказывающиеся, в первую очередь, в социальной трактовке сюжета и в приближении её гуманистической освободительной идеи к нашей современной борьбе за переустройство человеческого общества».
15 мая 1969 года, к пятидесятилетию драматурга наша газета опубликовала статью Аскерби Шортанова «Постоянное увлечение». В ней автор не скупился на похвалы: «Только талантливый человек мог создать «Даханаго», которая вот уже 1000 раз идёт на сцене нашего театра. Редкие пьесы удостаиваются такого сценического долголетия. В практике же нашего театра – это единственный случай. У Залимхана Аксирова около двух десятков пьес и поэм, но самым значительным и совершенным из всего «аксировского репертуара» является его «Даханаго» – изумительная драматическая поэма». Шортанов считал Аксирова одним из ведущих драматургов Кабардино-Балкарии. «Тонкий и эмоциональный, интересный и многообещающий. Аксировские вещи поражают нас истинностью страстей, правдоподобием чувств, глубиной и широтой человеческих натур».
А вот мнение другого кабардинского писателя Мухамеда Кармокова: «Аксиров - драматург одарённый. Он прекрасно знает устное народное творчество, обладает острым наблюдательным глазом. Язык его меток, афористичен, образен…».
Главный герой пьесы – обыкновенный пастух, но мужество и твёрдая вера в справедливость придают ему богатырскую силу.  Он побеждает чудовищ, стерегущих заоблачный дворец сказочной Даханаго. Лейтмотив этого произведения - борьба с тёмными силами и в этом смысле пьеса оказалась очень своевременной. Она была написана в 1942 году, во время оккупации Кабардино-Балкарии. Таким образом, древняя легенда стала своеобразным призывом к борьбе за свободу и независимость.
Премьера спектакля «Даханаго» состоялась зимой 1944 года. Первыми исполнителями стали молодые артисты кабардинской труппы Маржан Шинахова, Мухамед Шхагапсоев, Буха Сибекова, Куна Дышекова… Сейчас это уже легендарные имена.
В 1957 году в Москве прошли Дни литературы и искусства Кабардино-Балкарии. Они начались с показа «Даханаго». Этот спектакль вызвал широкий резонанс и был тепло встречен столичными критиками.  Всероссийское театральное общество рекомендовало пьесу для репертуаров детских театров. Кроме того, её ставили в Англии, Болгарии, Румынии…
В 1965 году композитор Владимир Молов написал по пьесе Аксирова одноимённую оперу. Её первый акт исполнили студенты Саратовской консерватории, а спустя несколько лет мастера искусств Кабардино-Балкарии на пленуме правления Союза композиторов СССР, проходившем в Нальчике в 1966 году. Полную постановку оперы удалось осуществить только в начале 90-х.
Аксиров – автор двадцати пьес, четырнадцать из которых были поставлены на сценах национальных театров Северного Кавказа. «На восходе солнца», «Лашин», «Кызбурун», «Дорогой обречённых», «Андемиркан», «Башня Адиюх» пользовались неизменным успехом у театральной публики. По мнению литературоведа Марьяны Шаковой, бесспорным достоинством и отличительной особенностью этих произведений является их подлинно национальный характер. «Благодаря глубокому знанию изображаемой эпохи, умению воссоздать исторический и бытовой фон, верно передать эмоциональную тональность и патетику духа без искусственной псевдонародности, великолепному владению языковым материалом образы, некогда созданные народом, зримо оживают в его пьесах. Характерная черта Аксирова-драматурга – самобытный талант творческого осмысления и художественного воссоздания в образах героев судьбы своего народа…».
Шакова отмечала глубокий интерес Аксирова к устному народному творчеству и музыкальной культуре. «Известность приобрели «Кабардинские сказки» (1947), собранные им во время фольклорных экспедиций и обработанные в соавторстве с Темботом Керашевым, - пишет она. - Аксиров внёс свой вклад в развитие национального музыкального искусства. В творческом сотрудничестве с композитором Xасаном Кардановым создана музыкальная комедия в трёх действиях «Мадина и Марина выходят замуж, или Две свадьбы»…
По мнению литературоведа, произведения Аксирова «стали национальной классикой и вошли в золотой фонд культуры кабардинского народа. Его имя по праву стоит в ряду талантливых драматургов-первопроходцев, сыгравших неоценимую роль в процессе становления и развития профессионального театрального искусства, заложивших прочный фундамент адыгской драматургии».

 

Эдуард Битиров

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

26.12.2024 - 14:40

Нестандартная «Снежная королева»

Перед Новым годом воспитанный Камин рассказывает волшебную сказку, помогая ему, Огонь и Ветер дуэтом читают, Белый Олень поёт с кавказским акцентом, а Маленькая Разбойница гоняет на байке.

24.12.2024 - 11:55

Зимняя сказка

В Москве прошла выставка-ярмарка народных художественных промыслов «Ладья. Зимняя сказка-2024». Это главное событие в мире народного искусства, которое способствует взаимообогащению культур и укреплению дружеских связей между народами России. Организатором выступила ассоциация «Народные художественные промыслы России» при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, Торгово-Промышленной палаты России.

23.12.2024 - 14:55

«В жутких розочках»

Летом 2022 года в Нальчике прошёл международный кинофестиваль «Кабардино-Балкария - 100». В числе его почётных гостей была народная артистка России Светлана Немоляева. Она представляла дебютный фильм своей внучки Полины Лазаревой, в котором сыграла главную роль.

22.12.2024 - 19:36

Новые грани и возможности искусства

Свежий взгляд на театр, не разрушающий его сути, полная отдача на сцене и смелые эксперименты – актёры нынешнего поколения не боятся искать новые подходы к роли и необычные способы воплощения персонажа. Они оперируют своими эмоциями, живыми и искренними, и способны убедить зрителя в правдивости собственных переживаний на сцене.

19.12.2024 - 13:32

Брейнрот полный и окончательный

На днях по сети заплясал список самых модных слов года, пробудивший к жизни старый как мир спор между современными «западниками» и «славянофилами» и укрепивший меня в столь же старой мысли о том, что гуманитарные знания ещё сильнее потеснены с занимаемых позиций на пути к бесславной кончине. Впрочем, так ли всё безнадёжно?