Педагоги и детские психологи сетуют: из-за увлечённости гаджетами и погружённости в виртуальный мир дети и подростки не приобретают устойчивые навыки «живого» общения, плохо запоминают информацию, не умеют совершать даже самые простые интеллектуальные действия, в прямом смысле разучиваются говорить по-человечески. О том, что с этим делать, беседа с психологом, руководителем проектов Кабардино-Балкарской общественной организации «Галактика» Залимом Шибзуховым.
- Одна из самых частых проблем, на которые жалуются современные родители и педагоги, - зависимость детей от смартфонов. Кто-то считает, что их нужно всего лишь забрать. Но действительно ли это решит проблему?
- Надо понимать, что гаджеты – это не просто игрушка, а среда обитания для ребёнка. Раньше дети выходили во двор играть и общаться, теперь они могут сделать то же самое при помощи смартфона, планшета или компьютера. Только создавая психологически комфортную, благоприятную, интересную среду дома, в семье, в школе, можно конкурировать с гаджетами и интернетом. Здесь, пожалуй, самым важным является личный пример взрослых. Ребёнок копирует поведение значимых для него взрослых. Часто «уход» в гаджеты является способом снизить психологическое напряжение, которое появляется в результате тревоги, страха, недовольства, обиды, вины, стыда, раздражения. Поэтому необходимо разговаривать с детьми, чтобы выяснить действительную причину зависимости от гаджетов. Совсем ограничивать доступ к ним тоже не стоит. Навыки безопасного и эффективного пользования закладываются в детстве. Например, детям от шести до двенадцати лет можно пользоваться гаджетом тридцать-шестьдесят минут в день и в присутствии взрослых.
- В чём опасность для ребёнка, помимо негативного контента?
- Сам по себе интернет не является хорошим или плохим, это во многом полезная и необходимая часть современного мира. Большинство взрослых могут держать ситуацию под контролем, посещая онлайн-страницы только по мере необходимости. Однако любопытный ребёнок, попадая в виртуальное пространство, пытается «выжать» из него как можно больше: фильмы, социальные сети, музыка, игры и чаты. И часто в ущерб реальной жизни.
- Можно ли в данном случае говорить о зависимости?
- Да, интернет-зависимость - это навязчивое желание постоянно быть онлайн и болезненная неспособность «переключаться» на реальную жизнь. По мнению многих экспертов, механизм её формирования во многом схож с механизмом возникновения алкогольной, никотиновой и наркотической зависимостями. Количество дофамина (гормона удовольствия), вырабатываемого во время видеоигр, сравнимо с его количеством от некоторых наркотиков. Выделяют три вида интернет-зависимости. Игровая - ребёнок проводит всё своё свободное время за онлайн-играми, мало ест, не уделяет внимание учёбе, может потратить все карманные деньги на покупку игр и «апгрейд» героев. Зависимость от социальных сетей - школьник практически перестаёт общаться со своими сверстниками, ему трудно знакомиться с новыми людьми, он теряет навыки реального общения. Навязчивый веб-сёрфинг - ребёнок постоянно перемещается по сети без конкретной цели.
- В чём причины того, что дети предпочитают виртуальный мир реальному?
- С десяти-двенадцати лет начинается трудный возраст, обостряются неуверенность, страхи и сомнения. Дети, подверженные повышенным эмоциям, особенно уязвимы и склонны к интернет-зависимости, поскольку виртуальное пространство создаёт у них иллюзию значимости и кажется способом уйти от многочисленных проблем. Именно в раннем подростковом возрасте дети впервые открывают для себя социальные сети и онлайн-игры. Причинами детской зависимости от компьютера и интернета может быть застенчивость и неуверенность ребёнка - в сети они могут скрыться за красивой аватаркой и дерзким ником. Следующая причина – неблагоприятная психологическая обстановка дома, внутрисемейные конфликты - ребёнок прячется в виртуальном мире, чтобы избежать скандалов. Для него это отличный способ уйти от жалоб и упрёков родителей и не слушать их ссоры. Ещё одна причина – это стрессы из-за издевательства в школе, потери близкого человека, несчастной любви, болезни или гиперопеки родителей. В интернете он сам выбирает и формирует пространство. Избыток свободного времени также является причиной зависимости от Интернета. Важный момент: часто родители сами дают детям гаджет, чтобы не мешали старшим, и это переходит в привычку и зависимость.
- Как родители могут помочь детям избежать гаджетозависимости?
- Когда ребёнок только знакомится с интернетом, важно объяснить ему основные правила онлайн-жизни и показать, какие полезные возможности предлагает всемирная паутина. Не лишним будет установить чёткие временные рамки для пользования интернетом. Важно делать это без угроз и строгих запретов — они обязательно вызовут бунт у ребёнка и подростка. Родители не должны упускать из виду активность дочери или сына в социальных сетях. Однако важно не переходить личные границы ребёнка, который, скорее всего, воспримет заботу матери и отца как чрезмерную. Его жизнь должна быть насыщенной событиями, а не ограничиваться только площадью комнаты с компьютером или смартфоном. У детей должны быть хобби, занятия в кружках и секциях. Кроме того, сами родители не должны подавать плохой пример: когда мама и папа проводят много времени со смартфоном в руках, ребёнок думает, что это нормально. Доверительные отношения в семье помогут наладить общение, и тогда детям не придётся «прятаться» от проблем в интернете. Изначально само по себе «бегство от реальности» не опасно, серьёзная проблема возникает, когда юный человек начинает испытывать сильные эмоции в своём «убежище», переживая разные «события»: победы в онлайн-играх, романтические отношения онлайн и зарабатывая репутацию в среде анонимных партнёров по чату. Компьютерная зависимость не появляется на пустом месте. Как правило, это лишь следствие психологических, эмоциональных или межличностных проблем. Интернет-зависимость лучше лечить, выявляя её конкретные причины. Когда ни доверительные разговоры, ни запреты не работают в борьбе с интернет-зависимостью, нужно своевременно обратиться к психологу. Чаще всего в помощи нуждается не только ребёнок, но и его родители.