Типовые нарушения

Кабардино-Балкарское управление ФАС России проводит анализ правоприменительной практики по спорам, вытекающим из правоотношений в сфере закупок. О типовых нарушениях закона о контрактной системе, допускаемых государственными и муниципальными заказчиками, рассказывает сотрудник отдела контроля закупок Султан Каляков.
– С какими нарушениями чаще всего сталкиваются сотрудники управления?
– Заказчики допускают нарушения в силу постоянно вносимых изменений и дополнений в законодательство о контрактной системе, что в последующем сказывается на процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя). К числу типовых нарушений, допускаемых государственными и муниципальными заказчиками, можно отнести установление требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в нарушение норм закона о контрактной системе, ограничение конкуренции путём незаконного принятия решения о несоответствии заявки на участие в аукционе требованиям, установленным документацией об аукционе. Также установление излишних и чрезмерных требований к товару, в том числе расходному материалу, к описанию показателей товаров, используемых при выполнении работ, показателей технологических процессов их изготовления, а также результатов испытаний таких товаров и другие.
– Какие требования к содержанию и составу заявки противоречат нормам законодательства?
– На примере рассмотренного Кабардино-Балкарским управлением ФАС России дела объясню, в чём может выражаться нарушение. Заказчиком опубликовано объявление о закупке в форме электронного аукциона – ремонт здания с начальной (максимальной) ценой контракта более пяти с половиной миллионов рублей. В документации об аукционе были предусмотрены требования к содержанию и составу заявки на участие: первая часть должна содержать наименование страны происхождения товара и конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в документации, а также указание на товарный знак при его наличии. Однако в ходе проверки установлено, что бюджетные средства на выполнение работ выделены в рамках капитального ремонта. Более того, согласно сводно-сметному расчёту, размещённому в единой информационной системе, объектом закупки являлся капитальный ремонт здания, вдобавок была размещена и проектная документация.
Рассмотрим, какие нормы были нарушены заказчиком. Итак, в силу части 3.1 статьи 66 закона о контрактной системе первая часть заявки в случае включения в документацию о закупке проектной документации должна содержать исключительно согласие участника на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие даётся с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки). Также в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться правилом, согласно которому документация о закупке должна содержать проектную документацию, утверждённую в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности. Исключение – если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также осуществление закупки в соответствии с частью 16 и 16.1 статьи 34 Федерального закона №44-ФЗ. Таким образом, работы по капремонту объекта капитального строительства осуществляются на основании в том числе и сметы. На основании части 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции и капитального ремонта, могут выполнять работы по договорам строительного подряда в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трёх миллионов рублей. С учётом того, что начальная (максимальная) цена контракта превышала три миллиона рублей, а также принимая во внимание то, что предметом государственного контракта является капитальный ремонт, вторая часть заявки должна содержать ряд определённых обязательных документов.
– К каким незаконным методам прибегают заказчики для ограничения конкуренции?
– Пример типового нарушения – незаконное решение о несоответствии заявки на участие в аукционе требованиям, установленным документацией об аукционе. Объясню на примере дела, рассмотренного Кабардино-Балкарским антимонопольным ведомством. Речь идёт о реконструкции подъезда в рамках муниципальной целевой программы «Развитие автомобильных дорог на 2018-2020 годы» с начальной (максимальной) ценой государственного контракта более трёх с половиной миллионов рублей. В соответствии с частью 6 статьи 69 закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признаётся не соответствующей требованиям, если: не представлены документы и информация, предусмотренные частью 11 статьи 24.1, частью 3, 3.1, 5 и 8.2 статьи 66 закона о контрактной системе; документы и информация не соответствуют требованиям, установленным документацией о аукционе; в документах указана недостоверная информация об участнике аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок; несоответствие участника требованиям, установленным частями 1, 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 закона о контрактной системе и предусмотренным нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьёй 14 закона о контрактной системе. В силу части 7 статьи 69 закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией, по основаниям, не предусмотренным частью 6 этой статьи, не допускается. Заявка на участие не может быть признана не соответствующей в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 5 статьи 66. Исключением являются случаи закупки товаров, работ или услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьёй 14 закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона заявка участника закупки была признана не соответствующей документации об аукционе и закону о контрактной системе, поскольку отсутствует действующее решение об одобрении крупной сделки. На заседании комиссии Кабардино-Балкарского УФАС России было установлено, что в составе заявки содержатся протоколы внеочередного общего собрания и общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью с решением об одобрении крупных сделок в рамках закупок при условии, что сумма сделки не превышает 150 миллионов рублей и 500 миллионов рублей соответственно.
При этом комиссией антимонопольного ведомства было установлено, что указанные документы были сформированы участником аукциона в целях прохождения аккредитации в единой информационной системе и направлены оператором электронной площадки заказчику в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 24.1 закона о контрактной системе. Также было принято во внимание то, что в составе заявки отсутствует решение об одобрении крупной сделки. Таким образом, ссылка заказчика на несоответствие решения об одобрении крупной сделки отклоняется как не соответствующая фактическим обстоятельствам рассматриваемого дела. На заседании представители заказчика не представили доказательств, что заявка не соответствует документации об аукционе и положениям закона о контрактной системе, а также документы и сведения, подтверждающие, что сделка является крупной для участника закупки.
– Как чрезмерные требования противоречат законному проведению закупок?
– Установление излишних и чрезмерных требований к товару, в том числе и к расходному материалу, а также к описанию участниками закупки конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, показателей технологических процессов их изготовления, а также результатов испытаний таких товаров, противоречит пункту 2 части 3 статьи 66 закона о контрактной системе. К примеру, в электронном аукционе по выполнению работ по благоустройству дворовых территорий Майского с начальной (максимальной) ценой муниципального контракта более пяти миллионов рублей заказчиком установлено техническое задание с примерами к товарам, которые не являются исчерпывающими. Пункт 2 части 1 статьи 64 закона о контрактной системе регламентирует, что документация об электронном аукционе включает требования к содержанию и составу заявки на участие в соответствии с частями 3-6 статьи 66 закона о контрактной системе и инструкцию по её заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников или ограничение доступа к участию. Более того, инструкция не содержала положений особого порядка заполнения, в том числе по заполнению заявки с учётом положений пункта 2 части 3 статьи 66 закона о контрактной системе. А также сведений о результатах испытаний товаров, сведений химического и компонентного состава товаров, показателей технологических процессов их изготовления и результатов испытаний таких товаров. В рамках рассмотрения дела комиссия УФАС Росси по КБР пришла к выводу, что документация об аукционе устанавливает требования, не предусмотренные законом о контрактной системе.

Ирэна ШКЕЖЕВА
Поделиться:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

23.10.2020 - 11:45

Прокуратура сообщает

Погибли от угарного газа

23.10.2020 - 11:30

Свободны от взыскания

Имеется задолженность по коммунальным платежам. Могут ли арестовать сумму алиментов в счёт её погашения?

21.10.2020 - 13:15

Уважительная причина

Если допущенные нарушения трудовых прав носят длящийся характер, исковые требования могут быть предъявлены работником в течение всего срока неисполнения руководителем предприятия своих обязанностей. Эта норма закона позволила Надежде Б. защитить свои трудовые права в судебном порядке и получить всё положенное по закону.

21.10.2020 - 13:00

Прокуратура сообщает

В здании Черекской администрации состоялся личный приём граждан прокурором района.
Среди рассмотренных проблем – обращение жительницы муниципального образования с просьбой разъяснить ей нормы земельного законодательства и оказать правовое содействие в бесплатном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

21.10.2020 - 12:45

Исчерпывающий перечень

По каким основаниям может быть наложен запрет на выезд гражданина за границу?
Отвечая на вопрос, юрисконсульт Андрей Скопинцев сослался на ст. 15 ФЗ «О порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию», где дан исчерпывающий перечень таких оснований.