Сохранению и развитию родных языков посвящён всероссийский семинар-совещание «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации».
Он прошёл в центре непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Министерства просвещения, науки и по делам молодёжи КБР. Семинар-совещание – одно из серии мероприятий, организованных Министерством просвещения РФ и Национальной родительской ассоциацией, рассчитанной на три года.
– В целом за три года мы планируем провести более пятидесяти таких семинаров-совещаний, увидеть ситуацию во всех субъектах страны, – отметил ответственный секретарь координационного совета Национальной родительской ассоциации, член коллегии Министерства просвещения РФ Алексей Гусев. – Такие семинары – это прежде всего обмен опытом, выстраивание новых профессиональных контактов, уточнение параметров, поскольку на уровне федерального министерства постоянно совершенствуется нормативная база. Этот багаж полезен непосредственно для педагогов, а в перспективе это привлечение общественного и государственного внимания к родным языкам как к важнейшему условию сохранения культурного, этнического, традиционного многообразия Российской Федерации. Наша гражданская задача – сохранять языковое многообразие на качественном уровне.
Участниками семинара стали представители Министерства просвещения, науки и по делам молодёжи КБР, общественных организаций и родительских сообществ, педагоги республиканских школ – все те, кто искренне заинтересован в сохранении родных языков.
– Для того чтобы сохранилась нация, необходимо сберечь язык, и в Кабардино-Балкарии, для которой государственными являются три языка, важно сохранение не только русского, кабардинского и балкарского, но и языков других народов, проживающих в республике, – отметил президент Международной черкесской ассоциации, председатель общественного совета при Минпросе КБР Хаути Сохроков. – Что может быть важнее сегодня, чем сохранение языков, особенно если речь идёт о малочисленных народах? Наши диаспоры находятся в разных государствах, и для них единственная возможность сберечь себя – сохранить язык, культуру, обычаи и традиции.
Как рассказала руководитель отдела по развитию родных языков и этнокультурной специфике департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения РФ Анна Тимофеева, преподавание в стране ведётся на семидесяти шести родных языках, их изучают 1 969 084 человека. Обучение начинается в дошкольных образовательных организациях – в 37 субъектах 59 родных языков осваивают 478 718 детей.
Проект «Языки народов России в системе общего образования РФ» ставит целью предоставить учебно-методическое обеспечение, экспертно-аналитическую и информационно-методическую поддержку преподаванию и развитию языков народов нашей страны. На семинарах обсуждаются способы формирования индивидуальной языковой политики в каждом субъекте РФ, повышения мотивации детей к изучению родных языков, формирования здорового билингвизма, определения роли родных языков в общем образовании. По итогам семинара будет проведён анализ ситуации в сфере изучения родных языков, выявят проблемные зоны, а также будет подготовлен сборник успешных региональных практик и научные статьи.