Необычные музыкальные коллективы, документальное кино, вводные лекции, виниловые пластинки и интересное общение – двухдневный фестиваль городской культуры «Pre-Party» успешно прошёл в Нальчике.
Организаторами фестиваля выступили республиканский этнографический лейбл «Ored Recordings» и институт развития города – арт-зал «Платформа» при поддержке местной администрации городского округа Нальчик. Эта же команда проводила в мае фестиваль «Atazhukin Sound», показавший, что в Нальчике очень много хороших творческих проектов.
Место встречи с тех пор не изменилось – городской танцзал в этом году показал свои неожиданные стороны, оказавшись идеальной площадкой для самобытных музыкальных коллективов, кинопоказов и лекций, а интерьер в стиле ретро помог создать комфортную и творческую атмосферу.
Как рассказывают организаторы, «Pre-Party» – это возможность подготовить потенциального зрителя к более масштабному проекту – фестивалю «Летняя платформа», который стартует уже в конце августа.
Программа «Pre-Party» оказалась весьма разнообразной – на вводной лекции в первый день фестиваля один из авторов проекта Булат Халилов рассказал о феномене городской культуры и различных интересных проектах, вдохновивших «Ored Recordings» на проведение чего-то подобного в Нальчике.
– Главная цель наших фестивалей – это диалог, помогающий выяснить, что такое городская культура в Нальчике, что значит здесь жить, как мы можем чувствовать свою идентичность в этом городе и как её ощущают гости, которые приехали к нам, – отметил Булат. – Именно для этого мы выбрали подобный формат, включающий в себя лекции, кино, музыку и стрит-арт – разные практики, позволяющие если не ответить на эти вопросы, то хотя бы подискутировать.
Авторы проекта стараются привлечь внимание жителей и гостей нашего города к искусству, которое использует всё богатство национального материала, преломляя его через призму современного восприятия. В таких случаях на выходе получается нечто уникальное и интересное.
Впрочем, организаторы охотно сотрудничают и с экспериментаторами, больше сосредоточенными на сегодняшних реалиях. Такой контраст позволяет посетителям фестиваля увидеть срез современной культуры – разнообразной, развивающейся, достойной того, чтобы её заметили и полюбили.
Кинопрограмма фестиваля включала в себя два фильма. В первый день зрителям продемонстрировали ленту «Circassia» Винсента Муна, а во второй – документальный фильм «Atacca» Алины Филипповой о совместных экспериментах и поисках композитора Владимира Мартынова и электронных музыкантов Moa PiIIar и Zurkas TepIa.
Хорошим дополнением к основной программе стали пластинки и проигрыватель нальчикского клуба «Винил» – в перерывах между выступлениями и кинопоказами танцзал заполняли самые разные мелодии, а возле стола с аппаратурой толпилась заинтересованная молодёжь – некоторые из участников фестиваля впервые видели подобную технику вживую.
Музыкальную программу первого дня открыл весьма необычный нальчикский музыкальный коллектив – «Bzu» (Птица). Дуэт Башира Хацукова и Астемира Маршенкулова создаёт удивительные, необычные композиции, в которых можно услышать элементы неоклассики и эмбиента, а также вкрапления этнических мотивов. К слову, многие их композиции меломаны могут найти в свободном доступе в сети.
«Bzu» успешно сочетают звучание электронной музыки с живыми инструментами, создавая атмосферную гипнотизирующую музыку, которая позволяет слушателям углубиться в себя. Не побоявшись взяться за что-то новое, ребята создали действительно интересный проект, заслуживающий повышенного внимания.
Для тех, кто не успел насладиться их выступлением в этот раз, есть хорошая новость – послушать «Bzu» вживую снова можно будет в августе на фестивале «Летняя платформа».
Составляя программу, «Ored Recordings» опирались не только на республиканских музыкантов, но и искали интересных исполнителей из других городов и даже стран. Таким образом, проект лейбла можно смело назвать событием не только городского и республиканского, но и международного масштаба.
Приятным сюрпризом стало выступление гостя из Армении Кая Хачатуряна, которого организаторы называют ветераном ереванской электронной сцены. Его проект «Nystagmus» охватывает различные жанры и стили электронной музыки, неожиданно сочетая их с академическими элементами. Несмотря на подобную эклектику, композиции Кая Хачатуряна имеют чётко выраженную индивидуальность и своё неповторимое звучание.
Музыкальная программа второго дня фестиваля тоже не подкачала. Выступление коллектива «Jrpjej» (Эхо) должно запомниться зрителям надолго – музыканты превратили его в настоящий перфоманс, основанный на адыгском традиционном материале. В композициях этого коллектива сильные мужские голоса органично сочетаются со звучанием народных инструментов, раскрывая всю красоту и певучесть языка, а также богатство фольклорной поэтики. Для группы это первое большое выступление, но совсем скоро они отправятся в мини-тур по маршруту «Москва – Владикавказ – Нальчик».
В составе«Jrpjej» есть участники нескольких интересных проектов – «Ored Recordings», «Bzu», а также уже прекративших творческую деятельность «Жъыу» и «Хьэгъэудж гуп».
В завершение фестиваля все участники могли потанцевать под необычные миксы от диджея RK – нальчикского коллекционера виниловых пластинок и автора музыкальных подкастов. Впрочем, можно было и просто послушать музыку, которая звучала весьма необычно, ломая устоявшие стереотипы об этом направлении.
Не менее важной частью фестиваля стало живое общение с организаторами, артистами и зрителями – танцзал на целых два дня превратился в место, где можно было поговорить о любимых направлениях в искусстве, ситуации в сфере культуры, найти единомышленников, быть услышанным и понятым.
Организаторам удалось не только провести яркое мероприятие, но и здорово разжечь интерес потенциальной публики – если это подготовка, то что же тогда ждёт нас в танцзале с 22 по 25 августа?