С 5 по 8 ноября в Нальчике проходят семинары по программе повышения квалификации специалистов психолого-педагогических комиссий и центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи по вопросам организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в 2019 году.
Занятия организованы центром непрерывного профессионального развития Министерства просвещения, науки и по делам молодёжи КБР. Их проводят специалисты автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Просвещение-Столица», института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования и компании «МИК». Семинары посвящены организации деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации.
На одном из занятий были рассмотрены результаты мониторинга реализации в субъектах РФ и федеральных округах федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, в том числе для детей в возрасте до трёх лет. Информацию представила Ольга Слонимская – руководитель проекта компании «МИК», которая является федеральным оператором Минпросвещения РФ по мониторингу реализации ФГОС дошкольного образования.
Участниками исследования стали 17909 дошкольных образовательных организаций всех субъектов страны, в том числе 1152 детских сада в Северо-Кавказском федеральном округе. Мониторинг проводился по 119 параметрам.
О. Слонимская привела данные о воспитанниках дошкольных образовательных организаций в разрезе субъектов страны и федеральных округов, в том числе количестве детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья разного возраста. Были представлены количественные показатели о разновозрастных группах, группах общеразвивающей, оздоровительной, комбинированной, компенсирующей направленности, группах ранней помощи и кратковременного пребывания. Среди субъектов СКФО наибольшее количество групп оздоровительной направленности и кратковременного пребывания зафиксировано в Ингушетии.
Выявлено, что наибольшее число детских садов, которые не являются структурными подразделениями школ или образовательных центров, функционируют в Тамбовской области, Санкт-Петербурге, Севастополе, Красноярском крае. В этих субъектах сто процентов дошкольных образовательных организаций – самостоятельные единицы. Среди субъектов с минимальным показателем – Кабардино-Балкария.
Отдельное внимание было уделено условиям организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях. По пяти из одиннадцати критериев Северо-Кавказский федеральный округ показывает минимальные значения.
На обсуждение вынесены и такие темы, как выявление отклонений в развитии обучающихся, создание и реализация специальных образовательных условий, рекомендованных психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) обучающимся, разработка и индивидуализация образовательного маршрута обучающегося на основании заключения ПМПК, профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, создание психологически безопасной образовательной среды, профилактика девиантного поведения обучающихся. Также участники семинаров консультируются по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся, содержания и оказания им психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создания специальных условий получения образования.