|
|
Лизетта
9 июня, 2022 - 15:47
О встрече, которая стала судьбоносной как для молодой «лошади персидской породы», так и для первого русского императора, рассказано в книге Осипа Беляева «Кабинет Петра Великого» издания 1800 года.
Был июнь 1698 года. Пётр I возвращался из Великого посольства по старой московской дороге (сегодня улица Бривибас в Риге). На выезде из Рагульских (Раунских) ворот 26-летний император встретил купцов-барышников, которые вели на продажу молодого бурого жеребца. Он, по мнению Петра, отличался необыкновенной красотой, и «влюбившийся» в жеребца с первого взгляда самодержец тут же без торга выменял его на свою собственную лошадь, доплатив сверху 100 голландских червонцев. Это была очень выгодная сделка для купцов, поэтому медлить с куплей-продажей не стали: все документы оформили на месте.
Раздумывать долго о том, как назвать нового любимца, Пётр не стал. С того судьбоносного дня и до конца жизни конь носил имя Лизетта – прекрасное, как он сам, но, впрочем, довольно странное для жеребца. Сильный, выносливый и бесконечно верный – всё это стало известно благодаря записям современников Петра. Лизетта был ярким примером «лошади одного хозяина». Он не слушал никого, кроме царя, а для конюхов был настоящим мучением. Говорят, даже пищу лошадь принимала только из рук Петра, а если он долго не навещал своего любимца, Лизетта мог объявить голодовку. При малейшем недосмотре конь вырывался и убегал искать своего великого всадника.

Лизетта служил Петру во время многих военных походов, на протяжении всего первого десятилетия XVIII века. Лошадь достойно прошла всю Северную войну. Именно на Лизетте Пётр въехал в отвоёванный Коброншанц в начале ноября 1709 года. Именно Лизетта спас царя от смерти в сражении под Полтавой, вынеся его на безопасное расстояние от прицельного огня. После смерти Лизетты Пётр не захотел расстаться со своим любимцем и верным боевым товарищем. Царь велел сделать чучело лошади, которое впоследствии стало прототипом для всех изображений лошадей на батальных полотнах с её участием. Сегодня чучело Лизетты находится в Зоологическом музее Санкт-Петербурга.
Кроме того, лошадь Петра Великого продолжает жить на полотнах художников и в бронзе. Слава великого хозяина и великой лошади нераздельны: Петра-всадника всегда изображали верхом на Лизетте. Самый известный конный памятник России «Медный всадник» – не исключение. А один из конных памятников много лет стоит на частной автостоянке при агентстве недвижимости в Риге – неподалёку от того самого места, где летом 1698 года молодой Пётр впервые встретил Лизетту.
23.12.2025 - 17:29 |
В преддверии самого волшебного праздника, который так любят и ждут дети, Территориальный отдел государственного автодорожного надзора по КБР Межрегионального территориального управления Ространснадзора по СКФО провёл благотворительную акцию для самых маленьких нальчан и их родителей. |
23.12.2025 - 17:26 |
Под председательством и. о. главы местной администрации Зольского района Исмаила Докшокова на заседании антинаркотической комиссии были рассмотрены вопросы, касающиеся противодействия незаконному обороту наркотиков и профилактики наркомании.
|
23.12.2025 - 16:22 |
В многообразной и постоянно изменяющейся структуре конских пород как незыблемая вершина, как воплощение высших устремлений на протяжении более двух веков стоит чистокровная верховая. Ей принадлежат самые высокие в коневодстве рекорды, без её участия не было бы и половины пород лошадей. Самая дорогая, представительная, резвая, стабильная, недостижимая в своём превосходстве лошадь – чистокровной верховой породы.
|
23.12.2025 - 16:21 |
В 2026 году в Кабардино-Балкарии благодаря реализации нацпроекта «Инфраструктура для жизни» приведут в нормативное состояние автодорогу Малка – Ингушли в обход селения Сармаково. Речь идёт об участке Объездной протяжённостью 7,4 км, которая используется для движения транзитного и грузового транспорта.
|
23.12.2025 - 16:20 |
Ключевая цель развития сети автомобильных дорог в Кабардино-Балкарии - совершенствование транспортной инфраструктуры и обеспечение повышенного уровня безопасности на дорогах для всех участников движения.
|
|