Жьыгъэибг – гора стариков. Эта скала мрачной стеной поднимается над горной рекой Баксан у ныне процветающего села Исламей Баксанского района. Называется она так не случайно. В давние времена у обитавшего здесь племени существовал обычай – сбрасывать с горы пожилых немощных людей. Считалось, что такова воля Всевышнего, и должны были провести обряд несчастные дети этих несчастных стариков.
В ту пору в одном из ближних аулов жил пожилой мужчина по имени Зрамук. Был он когда-то самым бесстрашным сыном своего племени и отцом большого семейства. Но всё ушло в прошлое. Старшие сыновья один за другим погибли в неудачных набегах на соседние племена. Поседевшая от горя жена Зрамука умерла, и остался он на склоне лет с одним, ещё не достигшим зрелого возраста сыном Астемиром. Хотя юный Астемир любил отца и заботился о нём, Зрамук видел в нём плохого наследника, который не отличался ни силой, ни твёрдостью характера, ни отвагой, как его покойные братья.
Время шло, Зрамук становился всё немощнее.
– Пора на гору Жьыгъэибг, – говорили о нём люди. – Обычай есть обычай, его надо соблюдать.
Астемир сколотил ящик, с грустью в сердце посадил в него отца и потащил на скалу. Тяжела ноша, которую человек тянет против своей воли, и становится она непосильной при мысли, что тяжкая ноша не прибавит, а лишит последнего.
С невероятным трудом взбирался на гору Астемир, а на самом крутом подъёме споткнулся о камень и чуть было не скатился вниз.
– О горе! Какое горе ниспослал мне Всевышний! Мой сын не способен поднять меня на скалу Жьыгъэибг! Что же будет с ним под тяжестью дел, которые он обязан продолжить? – причитал Зрамук.
Астемир остановился, смахнул пот со лба и сказал:
– Я люблю тебя, отец. Ты один у меня. Если ты уйдешь, я останусь совсем один. Как жить одному без мудрого совета старшего? Боюсь. Не поднимется у меня рука столкнуть тебя в пропасть…
– Что же нам делать?
– Я спрячу тебя вон в той пещере, предложил Астемир. – Буду носить тебе еду, от тебя возвращаться с советами. А в ауле пусть все думают, что я сбросил тебя со скалы.
– Какой грех берём на себя перед Всевышним и людьми, – вздохнул Зрамук. – Но видит Всевышний, мой единственный наследник ещё так нуждается в моей помощи! Неси меня в пещеру, Астемир. Да смотри, не выдай тайну!
– Не выдам, отец, – поклялся Астемир.
И он свято хранил тайну. Собираясь к отцу, говорил, что идёт на охоту. В ауле никому и в голову не приходило, что это не так.
Астемир был весел, в хозяйстве у него всё ладилось. И люди говорили:
– Как мудр Всевышний! Стоило вовремя отправить одряхлевшего отца на скалу Жьыгъэибг, и юный Астемир сделался настоящим мужчиной.
Ещё больше Астемир удивил жителей аула на очередном празднике. Он проходил ежегодно, продолжался неделю и состоял из множества разнообразных состязаний молодёжи. На удивление – во всех состязаниях, требующих смекалки, победителем вышел Астемир. С тех пор о нём стали говорить:
– Умён и мудр, как старец. Жаль, плохой джигит. Пошли ему, Всевышний, больше сил, и он стал бы первым парнем среди нас.
Вскоре на аул напали недруги. В первый день схватки люди стойко отбивались, во второй не устояли и, оттеснённые в долину, оказались в ловушке. Жителям аула грозило полное истребление. Начали поговаривать о сдаче на милость разбойников, чтобы сохранить какое-то количество людей.
К предводителям племени обратился Астемир:
– Я знаю путь, по которому можно выйти из ловушки и потом ударить в спину врагу, –заявил юноша.
Следуя за Астемиром, люди пришли к скале Жьыгъэибг, а затем, вооружившись факелами, углубились в никому неведомую пещеру и скоро вышли на большое плато. Оставив здесь женщин и детей, воины направились в долину со стороны реки Баксан. Разбойники оказались в западне и были разбиты.
Когда на торжествах по случаю победы юного Астемира назвали спасителем племени, он смутился и сказал:
– Не я ваш спаситель. Всё, что я делал, было по совету моего отца Зрамука. Прожитые им годы – кладезь опыта и мудрости, и я воспользовался сокровищами этого клада, потому что, вопреки обычаям, не сбросил своего отца со скалы. Это отец, прячась в пещере, обнаружил проход на большое плато и спас всех нас от неминуемой гибели.
На следующий день в долине собрались все жители аула. Народное собрание решало, как поступить с Астемиром и его отцом, которые нарушили обычаи племени. После многих речей и бурных споров было решено: отныне исключить из жизни племени обычай сбрасывать со скалы стариков, окружить их уважением и почётом, во всём слушаться советов старших.
С тех пор у всех народов Кавказа с малых лет воспитывается особое отношение к пожилым людям, и их слово является законом.