В МВД по КБР прошёл брифинг, на котором речь шла о вопросах профилактики преступлений, связанных с интернет-мошенничеством.
Начальник отделения Следственного управления МВД по КБР Али Ксанаев отметил, что с начала года в республике зарегистрировано 579 преступлений, связанных с дистанционным мошенничеством. В сети телефонных мошенников попадают пенсионеры и люди среднего возраста из-за низкой финансовой грамотности и отсутствия элементарных навыков безопасности, выражающегося в излишней доверчивости в телефонном общении с незнакомыми людьми.
Оперуполномоченный управления уголовного розыска МВД по Кабардино-Балкарии Бижа Исаев рассказал журналистам о принимаемых мерах для предотвращения и раскрытия подобных преступлений.
– Мошенники звонят с неизвестных номеров и зачастую представляются сотрудниками банка или правоохранительных органов. Они сообщают, что их близкий родственник совершил ДТП и срочно нужны деньги. Их цель – получить реквизиты банковских карт, счетов, паролей, СМС-кодов, необходимых для входа в личный кабинет, – отметил Б. Исаев. – Сейчас мошенники представляются и работниками органов социальной защиты: предлагают компенсации за ранее приобретённые лекарственные препараты, узнавая данные карты. Также в социальных сетях доверчивым покупателям предлагают внести предоплату за несуществующий товар, а после перевода исчезают.
Оперуполномоченный уголовного розыска УМВД России по г.о. Нальчик Азамат Ансоков настоятельно рекомендовал не торопиться переводить деньги незнакомым людям, которые сообщают, что их близкий попал в беду, а убедиться в достоверности информации.
– Люди переводят денежные средства и лишь потом звонят родственникам, обнаруживая обман, – подчеркнул А. Ансоков.
Врач-психолог Элина Орквасова рассказала о нейролингвистическом программировании – речевой подстройке злоумышленников. «Мошенник подстраивается к ритму, темпу, громкости речи оппонента, входя в доверие к собеседнику. Выявляет некие слова-маркеры, позволяющие наладить хороший контакт. А затем начинается манипуляция», – отметила Э. Орквасова.
Преступники нередко запугивают человека, у которого затем отключается логика действий. Поэтому психолог предлагает повторять вслух слова незнакомца, чтобы их слышал находящийся рядом близкий человек, задавать встречные вопросы. Но лучше всего прервать телефонный разговор и положить трубку.
Участие в брифинге приняла ответственный секретарь общественного совета ведомства Ирэна Шкежева.