С 1 сентября все российские старшеклассники начнут учиться по новому единому учебнику истории. Единый учебник состоит из четырех томов: тома «История России» для 10-го класса, охватывающего период 1914—1945 годов, а также тома «История России» для 11-го класса, в котором рассказывается о событиях с 1945 года по настоящее время, и соответственно двух томов по всеобщей истории для 10−11-х классов. А к началу следующего учебного года будут готовы учебники для 5-9-х классов, таким образом, школы получат полную единую линейку истории.
Но почему же выпуск нового учебника вызвал помимо положительных и отрицательные отзывы, а порой и возмущения?
Новый единый учебник по истории для старших классов прошел экспертизу, апробацию на федеральных и региональных площадках, а также включен в федеральный перечень учебников. Объективно он имеет ряд достоинств. В том числе целостность: учебник представляет предмет исследования в комплексном и систематизированном виде, что поможет школьникам лучше понять связи и взаимодействия между различными темами.
Содержание учебника отличается научной обоснованностью и ресурсной базой – учебник предоставляет дополнительные ресурсы и ссылки на современные источники информации, что позволяет расширить свои знания и исследовательские навыки, тем более что написан он доступным и простым языком.
И конечно же он отличается актуальностью, отражает современные события, тенденции и достижения. Зачастую критике подвергается именно включение современных событий в учебную программу. Отвергается необходимость включения в учебник материалов, отражающих позицию России по актуальным событиям современности: расширению НАТО на восток, причинам обострения отношений России с США, обстоятельствам возникновения Гражданской войны на территории Украины и начала Специальной военной операции.
Юрий Никифоров, член Научного совета РВИО и авторского коллектива единого госучебника по истории, в своей статье отмечает, что «Когда выяснилось, что учебник готов, эта новость вызвала всплеск откликов: как позитивных («давно пора»), так и негативных».
Он отмечает, что главная цель критикующих – воздействовать на эмоции широкой аудитории с целью формирования негативного отношения к учебнику. А что касается претензий «по существу», то, по мнению Юрия Никифорова, их крайне мало, и они нужны только для того, чтобы затушевать главные – идеологические – претензии.