«Начинаются проверочные испытания…»

Период послевоенного восстановления общеобразовательных школ в нашей республике был весьма непростым, и проблемы оказались связаны с преодолением самых разных трудностей, и не только материальных.
Дети тянулись к знаниям, словно пытаясь ими вытеснить из памяти только что пережитые страшные события немецко-фашистской оккупации. Близился конец учебного года. О том, что не всё ещё гладко в системе образования, в те дни писала наша газета ровно восемьдесят лет назад – в номере от 19 мая 1944 года.
«…Завтра в школах республики начинаются проверочные испытания. Первейший долг партийных и советских организаций, руководителей колхозов и сельсоветов – помочь школам успешно и организованно провести испытания, оказать содействие в полном охвате ими всех учащихся. Однако имеются тревожные факты, свидетельствующие о том, что руководители некоторых колхозов и сельсоветов безразлично относятся к школе и иногда не помогают ей, а, наоборот отрывают детей от учёбы. Секретарь парторганизации колхоза имени Ворошилова, Урванского района, Куашев забрал из школы и послал на посевную ученика восьмого класса Тлегурова. На просьбу учительницы товарища Рудько вернуть Тлегурова в школу, Куашев ответил, что вообще восьмой класс давно нужно закрыть, так как он мешает колхозу. А между тем в колхозе достаточно людей для работы на полях. Не пускает своего сына в школу и председатель этого колхоза товарищ Тхазеплов, не учится дочь бригадира товарища Машекуашева. Подобные факты имеются и в других школах Урванского района. Об этом хорошо известно районному комитету партии и райкому комсомола, однако должных мер они не приняли, не осудили антигосударственные поступки руководителей-самодуров. Такие же факты есть и в других районах республики. Они свидетельствуют о том, что некоторые руководители не учитывают того, что, срывая детей с занятий и не помогая школам, они создают серьёзные затруднения для подготовки специалистов народного хозяйства и культуры, в которых так нуждается республика, грубо нарушают советские законы о народном образовании. Пора таких невежд, горе-руководителей привлечь к партийной и уголовной ответственности».
Рассказывала наша газета и о патриотической работе, которая велась в учебных заведениях: «Педколлектив средней школы селения Чегем II взял шефство над братской могилой, расположенной на территории этого селения. На могиле героев, погибших при освобождении нашей республики, поставлен памятник, посажены цветы. Учителя и учащиеся внимательно следят за тем, чтобы могила была в порядке». «С большим интересом готовились учащиеся средней школы селения Старая крепость Баксанского района к посещению раненых воинов, находящихся на излечении в госпитале. Они собрали и отвезли раненым сливочное масло, сыр, яйца, сушёные фрукты, мёд, варенье, орехи, табак, носовые платки, кисеты и другие подарки. Произошла тёплая дружеская встреча. Раздав подарки, ребята показали раненым воинам свою художественную самодеятельность, исполнили много народных песен и танцев. Прощаясь, ученики дали слово хорошо учиться».
За период оккупации нашей республики фашисты сожгли и разрушили 221 школьное здание, разграбили оборудование, уничтожили учебные пособия и учебники. Общий ущерб, причинённый гитлеровцами народному образованию КБАССР, составил 36 миллионов рублей. После освобождения республики от оккупантов сеть школ быстро восстанавливалась. В 1943-1944 учебном году на народное образование было выделено около пяти миллионов рублей, 1 сентября 1943 года в 168 школах училось более 40 тысяч учащихся. В 1944-1945 учебном году в республике функционировали уже 203 школы, в которых обучалось более 45 тысяч детей и работало 2300 учителей. Были возобновлены занятия в педагогическом институте, в средних специальных учебных заведениях и в училищах профтехобразования.
Правительство страны в годы войны и после её окончания реализовало такие важные мероприятия, как создание школ рабочей и сельской молодёжи, упорядочение учёта детей школьного возраста, подлежащих обязательному обучению, развитие сети интернатов для детей, эвакуированных из прифронтовых районов, живущих далеко от школы, введение экзаменов на аттестат зрелости для учащихся, оканчивающих среднюю школу, учреждение золотых и серебряных медалей для награждения выпускников средней школы, показавших отличные знания. Важную роль сыграли в развитии народного образования постановления Совнаркома СССР того периода «Об обучении подростков, работающих на предприятиях», «Об организации вечерних школ сельской молодёжи», «О приёме детей с семилетнего возраста в школы», «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе».

 

Анна АСАНОВА

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

19.07.2024 - 10:27

Новый центр – новая структура

Объединение Психоневрологического и Наркологического диспансеров КБР и образование Республиканского клинического центра психиатрии и наркологии повлекло серьёзные изменения в структуре организации, касающиеся и рядовых граждан. О нововведениях рассказывают заведующие отделениями Рузана Болиева и Ирина Бацева.

18.07.2024 - 15:41

Вести из Лескенского района

Уборка урожая проходит в штатном режиме Уборочная кампания в Лескенском районе проходит в оптимальные агротехнические сроки.  

18.07.2024 - 15:38

«Билет в будущее»

Несмотря на то, что летние каникулы школьников в самом разгаре, в Кабардино-Балкарии продолжается реализация федерального проекта ранней профессиональной ориентации учеников «Билет в будущее».

18.07.2024 - 15:34

В пограничных органах возобновлена военная служба по призыву

Для прохождения срочной службы в Пограничное управление ФСБ России по Кабардино-Балкарской Республике прибыли свыше ста человек из разных регионов страны.

18.07.2024 - 14:14

Флаги ветеранов боевых действий на Эльбрусе

В этом году исполняется 45 лет ввода войск в Афганистан и 35 лет с момента их вывода.  В связи с этими датами председатель Ассоциации ветеранов боевых действий органов внутренних дел и внутренних войск КБР Беслан Белимготов инициировал поднятие регионального и российского флагов ассоциации на Эльбрус.