В девяностые годы, работая оператором на частном телевидении, я периодически снимал отечественных звёзд. Времена были тяжёлые, но их концерты проходили в Нальчике регулярно. Кого тут только не было: Петросян и Галустян, Кобзон и Магомаев, Розенбаум и Шуфутинский, Агутин и Стас Пьеха…
Посетили наш «городок» и Юрий Стоянов с Ильёй Олейниковым. В то время артисты были на пике популярности, но несмотря на это, оказались скромными и простыми людьми. Стоянов даже пригласил моего коллегу за стол. Вернее, усадил нашего корреспондента на подлокотник своего кресла. Свободных мест в банкетном зале не было: все хотели выпить со столичными знаменитостями…
Их «Городок», конечно, явление уникальное. В его пространстве, отдалённо напоминающем Питер, проживали яркие и запоминающиеся герои. Взять хотя бы слабоумного бродягу Модеста. Такого и захочешь забыть – не забудешь.
За девятнадцать лет работы над передачей Стоянов и Олейников сыграли несколько тысяч ролей. Среди них Иван Сусанин, Владимир Ленин, Иосиф Сталин, Альберт Эйнштейн, Максим Горький, Иван Грозный, Лаврентий Берия, Владимир Жириновский, Леонид Брежнев... В общей сложности вышло 439 выпусков. «Городок» существовал с 1993 по 2012 год и был закрыт после смерти Олейникова.
Песня Анжелики Варум подошла к этому проекту как нельзя лучше. Она добавила ему минорных ноток, разбавив искромётный юмор авторов. Олейников рассказывал: «Помню, приходит один из наших сотрудников и говорит, что абсолютно случайно услышал в магазине песню «Городок» в исполнении Анжелики Варум. Характер песни очень подходил к теме ближайшего выпуска «Городка», и было решено наложить её на финальные титры программы. Когда мы поняли, что благодаря этой песенке программа приобрела некий лирический оттенок, то решили сделать её лейтмотивом передачи».
Мне кажется, Стоянов и Олейников делали благородное и нужное дело. В 90-е они отвлекали российскую публику от мрачной действительности, не давая людям окончательно пасть духом. Артисты были коллегами, единомышленниками и близкими друзьями. Они даже родились в один день, правда с разницей в десять лет.
Илья Львович появился на свет в Кишинёве в 1947 году. Окончив Московское училище циркового и эстрадного искусства, работал артистом эстрады. Во время службы в армии выступал в качестве конферансье в военном ансамбле Кантемировской танковой дивизии. После демобилизации работал в Москонцерте и в Ленконцерте, исполняя монологи и скетчи известных советских авторов. В 1977 году Олейников и его партнёр по сцене Роман Казаков стали лауреатами Всесоюзного конкурса артистов эстрады.
Дебют Олейникова в кино состоялся в конце шестидесятых. На съёмки «Трембиты» студента привёз руководитель его курса Евгений Вестник. В своей книге «Жизнь как песТня» Олейников вспоминал, что произнёс в этом фильме всего одну единственную фразу: «А замок тоже поджигать?».
Потом был двадцатилетний перерыв, после которого Олейников сыграл малозаметную роль в советской лирической комедии «Приморский бульвар». Он воплощал на экране образы воров в законе и нечистой силы, киномехаников и лакеев, подпольщиков и конвоиров, драматургов и гаишников. В фильмографии артиста - Киса Воробьянинов, финдиректор варьете Римский, Иосиф Сталин и Максим Горький.
В 2012 году у него диагностировали рак лёгкого. После курса химиотерапии он потерял голос и лишился волос. В последних выпусках «Городка» Олейникова озвучивал другой актёр. Его увезли в больницу прямо со съёмочной площадки. Олейникова ввели в состояние искусственного сна и подключили к аппарату вентиляции лёгких. Народный артист России скончался 11 ноября 2012 года в Санкт-Петербурге в возрасте 65 лет.
После его смерти Стоянов посвятил другу песню, в которой есть такие слова: «Мы были всякими: красивыми и безобразными,/ И люди ржали над двумя смешными рожами./ Мы были разными, такими страшно разными,/ И так похожими, такими, блин, похожими…/ Где-то, где-то на этой планете,/ Где-то на этом свете,/ А может потом на том…/ Где-то, в тоненьком лучике света,/ Встретятся два силуэта/ И будут опять вдвоём…».
Автор этих строк родился в Одессе в семье врача и учительницы. В юности он писал стихи, играл на гитаре и стал мастером спорта по фехтованию. Стоянов с детства знал, что будет знаменитым. «Когда я был маленьким, моя мама — заместитель директора школы по воспитательной работе, абсолютно в духе своей должности сказала: «Я тебя выброшу с пятого этажа, с балкона». Это была угроза после какой-то двойки, на что я сказал: «Не выбрасывай меня, пожалуйста. Ты ещё будешь мною гордиться», - вспоминал Юрий Николаевич много лет спустя.
Он успешно окончил ГИТИС, но поначалу его актёрская карьера не складывалась. После института Стоянов служил в Ленинградском Большом драматическом театре, но за семнадцать лет не сыграл ни одной значительной роли. Это до сих пор не даёт ему покоя. Он признаётся, что хотел бы спросить главного режиссёра БДТ Товстоногова: «Неужели я был действительно таким плохим актёром?». В девяностые к нему наконец пришёл успех. Благодаря «Городку» Стоянов стал мега популярным артистом.
Оставшись без партнёра, он ушёл в свободное плавание. Через два года после смерти Олейникова Стоянов рассказал о работе над юмористической передачей «100янов-шоу». В ней артист собирался продолжить традицию «Городка», исполняя сразу несколько ролей. К тому времени были готовы 8 выпусков, но съёмки отложили по финансовым соображениям. Премьера шоу состоялась несколько лет спустя – в мае 2019 года.
После закрытия программы «Городок» Юрий Стоянов громко заявил о себе в кинематографе. Он оказался неожиданно глубоким драматическим артистом. Чего стоят его присяжный № 6 из фильма «Двенадцать», продюсер Стас Придорожный из «Ландыша серебристого» или актёр-неудачник из «Человека у окна». Кстати, в последней картине артист говорит о личном. Герой Стоянова напоминает миграционному инспектору, оскорбившему нелегалов из Средней Азии, что в годы эвакуации узбеки спасли десятки тысяч русских детей. Эта фраза перекликается с реальной историей матери артиста. Во время войны восьмилетняя девочка была эвакуирована в Ташкент и выжила только благодаря узбекской семье.