Смотри и подпевайОдной из визитных карточек золотого века отечественного кинематографа можно смело назвать песни – в каждом фильме были мелодии, которые становились хитами, издавались на пластинках, а позднее на кассетах. «Весёлые ребята» (1934) Считается, что этот фильм – самая первая музыкальная кинокомедия, снятая в СССР. Картина с момента выхода нашла фанатов и внутри страны, и за её пределами. Это неудивительно: по тем временам фильм смело можно было назвать новаторским. В его создании была использована транспарантная технология съёмок, огромное количество сложной бутафории и даже настоящие животные, с которыми возникло немало проблем. Не менее примечателен и актёрский состав – главные роли в картине исполнили Любовь Орлова и Леонид Утёсов. Любовно-комедийная история не только полюбилась зрителям, но и претерпела некоторые изменения. Фильм переозвучивали в 1958 и 1978 годах, но в 2010, когда картину колоризировали, восстановленная версия обрела оригинальную звуковую дорожку тридцатых годов. Современному зрителю доступны две отреставрированные версии картины – чёрно-белая и цветная, а какую из них смотреть, решать уже вам. «Цирк» (1936) Если уж говорить о плодотворном сотрудничестве режиссёра Григория Александрова и великолепной Любови Орловой, то не упомянуть фильм «Цирк» нельзя. В качестве основы для ленты был взят сценарий Ильи Ильфа и Евгения Петрова, написанный в сотрудничестве с Валентином Катаевым для мюзикла «Под куполом цирка». Режиссёр, правда, внёс в сценарий изменения, которые так разозлили авторов, что они потребовали убрать свои имена из титров. Этот факт, однако, не помешал им получить авторские отчисления, да и фильм всё равно вышел замечательный. Орлова сыграла в картине американскую цирковую артистку, продемонстрировав все грани своего таланта. Актриса не только пела (голос у неё был профессионально поставленный, лирико-колоратурное сопрано), но и исполняла акробатические трюки и танцевала. Так же, как и многие другие фильмы тридцатых, «Цирк» прошёл через переозвучивание, но благодаря современным технологиям сегодня мы можем смотреть отреставрированный оригинал или же его цветную версию. «Весна» (1947) Творческий тандем Александрова и Орловой продолжил работу и в сороковые. Помимо других, не менее ярких и запоминающихся картин, был снят и фильм «Весна». Это комедийно-лирическая история, где Любовь Орлова исполнила сразу две роли – весёлой и озорной актрисы Веры Шатровой и серьёзной, дисциплинированной учёной Ирины Никитиной. Кстати, именно в титрах этой киноленты впервые появляется легендарный логотип студии «Мосфильм», изображающий скульптуру «Рабочий и колхозница». Как и положено фильму о двойниках, картина изобилует неожиданными сюжетными поворотами и уморительными коллизиями. Сюжет развивается по формуле, которую можно назвать канонической для подобного кино: серьёзная и замкнутая девушка становится мягче и добрее, а весёлая хохотушка взрослеет. Лёгкая, добрая, по-весеннему жизнерадостная картина до сих пор вызывает у любителей отечественного кино улыбку. Конечно, можно сказать, что сюжет фильма наивен, но порой нам не хватает именно таких простых и незамысловатых историй, которые позволяют отдохнуть и поверить в то, что у нас так же, как и у экранных героев, всё будет просто замечательно. «Укротительница тигров» (1954) Ещё один фильм в этой подборке посвящён цирку. Мелодрама «Укротительница тигров» режиссёров Надежды Кошеверовой и Александра Ивановского показывает нам не только чудеса арены, но и таинственный мир циркового закулисья. Главная героиня Лена в исполнении Людмилы Касаткиной вынуждена выбирать между чувствами и исполнением своей давней мечты – работой на арене в качестве дрессировщицы тигров. Девушка выбирает цирковую карьеру, и теперь решать нужно уже её возлюбленному, мотогонщику Евгению Ермолаеву (его играет Павел Кадочников): забыть о ней или ехать через полстраны, чтобы успеть на первое выступление девушки. Фильм полон ярких красок и, как полагается любой мелодраме, переживаний и душевных метаний, однако лишён негативной окраски, поэтому воспринимается исключительно в положительном ключе. «Девушка с гитарой» (1958) Фильм режиссёра Александра Файнциммера примечателен тем, что его сценарий, созданный Борисом Ласкиным и Владимиром Поляковым, писался специально под Людмилу Гурченко, которая после выхода «Карнавальной ночи» находилась на пике популярности. Впрочем, в этом фильме снялись и другие звёзды советского кино: Фаина Раневская, Юрий Никулин, Георгий Вицин, Михаил Пуговкин, Олег Анофриев и прочие. Для Никулина, к слову, эта роль послужила пропуском в большое кино – после выхода фильма актёр начал получать регулярные предложения от других режиссёров. А вот вышестоящим инстанциям фильм не понравился, поэтому они обрушили на него шквал критики, ругая сюжет за несерьёзность, а сам фильм за обилие танцев и песен и подражание «лёгкому» западному кино. Но время прошло, критиков уже никто не вспоминает, а «Девушка с гитарой» по-прежнему является желанной гостьей на ретроспективных кинопоказах, телеканалах и постоянной обитательницей домашних видеотек. «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1978) Трёхсерийный музыкальный приключенческий телефильм по роману Александра Дюма-отца «Три мушкетёра», снятый режиссёром Георгием Юнгвальд-Хилькевичем, мог бы выйти на год раньше, но задержался из-за судебной тяжбы. Фильм был готов ещё в 1978-м, но пролежал на полке год. Всё это время режиссёр судился с автором сценария Марком Розовским и автором текстов песен Юрием Ряшенцевым. Это неприятное обстоятельство не помешало Д’Артаньяну и трём его верным друзьям стать любимыми героями нескольких поколений. Ну, а песни из фильма оказались настоящими хитами и выдержали множество переизданий и перепевок. Первая часть оказалось наиболее успешной и любимой зрителями, однако не стоит забывать про продолжения. В 1992 году вышел телефильм «Мушкетёры двадцать лет спустя», в 1993-м – «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя». Завершился цикл экранизаций уже в 2008 году мини-сериалом «Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини». «О бедном гусаре замолвите слово» (1980) В трагикомедии Эльдара Рязанова действие происходит в николаевские времена, где-то через три десятка лет после Отечественной войны 1812 года. Маленький провинциальный городок в состоянии ажиотажа, ведь сюда вступает полк бравых гусар, в числе которых и корнет Плетнёв (его играет Станислав Садальский). В это же время в город приезжает чиновник граф Мерзляев (Олег Басилашвили), которому поручено выявить всех неблагонадёжных офицеров. Так завязывается конфликт, в котором смешиваются личные и рабочие интересы – оба героя влюбляются в дочь актёра Афанасия Бубенцова (Евгений Леонов). Последнему, в свою очередь, предстоит изображать бравого мятежника, которым он вовсе не является. Лихо закрученный сюжет, талантливые актёры и замечательные костюмы превратили фильм в настоящее сокровище для киноманов. Тем не менее сценарий, созданный Григорием Гориным, утвердили далеко не сразу. Создателям фильма пришлось его переписать и изменить многие детали. Это привело к логическим нестыковкам и даже историческим неточностям, но зрители великодушно закрыли на это глаза.
Поделиться новостью:ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:
|