Я не выдержал

Сегодня ваш покорный слуга, вынужденно пополнивший в самоизоляции ряды киноманов, решил порассуждать о том, какие настроения современного социума он углядел в наиболее популярных образчиках «важнейшего из искусств».
Обещаю не давать оценок, равно как и агитировать «за» либо подбивать «против». Буду лишь высказывать своё мнение об увиденном. А если вдруг и будет похоже, что я всё же даю оценку, агитирую или ударяюсь в некое подобие старческого брюзжания, заранее прошу прощения – это не нарочно. 
Речь пойдёт о сфере, в которой вроде бы и обсуждать нечего: о толерантности. Вообще-то я за всеобщее равенство. Однако, как оказалось, «за» него я только до тех пор, пока идея этого равенства не переходит неких разумных пределов. А она, как мне кажется, их именно переходит. Даже я, человек, считающий толерантность вещью не просто нужной, но даже в какой-то степени спасительной, ощущал во время просмотра резкий внутренний протест. 
Помню, что раньше толерантность в кино настолько держалась в рамках, что вполне тянула не на идею, а на отражение вполне реальной жизни. Например, все прекрасно помнят, что в любые времена в американском (или любом другом «не нашем») кино непременно присутствует чернокожий персонаж. Правда, в фильмах жанра «хоррор» он чаще всего погибает первым, но в любом случае все понимают – чернокожие граждане там есть, причём много, так почему бы им не быть и на экране? Наоборот, странно было бы, если бы их там не было. Однако недавно толерантность держаться в рамках перестала: появились некие персонажи, которые тоже есть, но их по определению не может быть так же много, как тех же чернокожих. Поначалу они просто появились, потом вышли на первый план, а теперь, похоже, начинают претендовать на лидирующие позиции. Ладно ещё, если бы их присутствие сюжетно было оправданно! Но полно сериалов, из сюжетов которых их легко можно выкинуть, а хуже не станет. Я говорю прежде всего о представителях нетрадиционной ориентации. Хотя и с чернокожими уже перебор.
Взять, например, знаменитый фэнтезийный сериал «Ведьмак» по книге Анджея Сапковского, выхода которого я, признаюсь, ждал с нетерпением, поскольку являюсь поклонником литературного первоисточника. Авторы сделали чернокожими добрую половину персонажей! Прошу заметить, что мифология, лёгшая в основу, исключительно европейская (в книге – даже европейско-славянская). Эта мифология сложилась задолго до эпохи Великих географических открытий, то есть в те времена, когда на европейском континенте даже гипотетически не мог появиться первый выходец из Африки. Так что даже чернокожих людей в «Ведьмаке» при всём желании быть не может! Но, помилуйте: в сериале не то что люди – эльфы и дриады через одного чернокожие!
Да что там «Ведьмак»! А как вам замах на Вильяма нашего Шекспира, когда в фильме «Много шума из ничего» по его пьесе роль принца Арагонского сыграл Дэнзел Вашингтон? Или «Падение Трои», где бегает чернокожий Ахиллес?!
Опять-таки повторюсь: я ничего не имею против людей с другим цветом кожи. Но надо же пропорции соблюдать, господа! Неужели эльф с белой кожей нанесёт кому-то оскорбление одним своим видом, и его непременно надо делать чёрным? 
Ещё один спорный вопрос – попытки киношников изобразить равенство полов в делах, где такого равенства, на мой взгляд, быть не может. Я ещё готов смириться с резко возросшим количеством «сильных женщин», возглавляющих следственный процесс в моих любимых детективных сериалах: в конце концов, есть улики, которые мужчина просто органически не способен заметить. Но что делать с боевыми сценами? Не хочу никого оскорбить, но женщина, бегущая куда-то с оружием, меня, простите, не убеждает, если только она не служит в армии обороны Израиля (но там ситуация специфическая, и бегают не на каблуках). 
Могут сказать, что я тенденциозен. Но вот статистика. Сериал «Крах»: главная героиня единственная способна держать расследование в кулаке, мужчины – тряпки. Одна из сотрудниц полиции – представительница нетрадиционной ориентации, причём просто так. Сериал «Торн»: лучший друг главного героя – опять-таки представитель той самой ориентации (при том, что сам герой вполне нормальный). Аналогично – в сериалах «Южная территория», «Прослушка», во втором сезоне «Настоящего детектива». Самым показательным рекордсменом по количеству таких новомодных тенденций стал сериал «Полуночное солнце». Главная героиня – сотрудница парижской полиции арабской национальности, эмигрантка в первом поколении, что не мешает ей быть опытнейшей ищейкой (куда там коренным парижанам!). Она ведёт следствие, единственные вменяемые участники которого – двое представителей мужского пола, составивших пару, что не мешает одному из них состоять в отношениях и с главной героиней. Эта «бравая» троица противостоит миру мужчин, которые показаны недалёкими мужланами, примитивами и живодёрами, в лучшем случае – агрессивными брутальными полицейскими-костоломами. Половину сюжета я ещё выдержал, но когда главную героиню сделали единственной, кто способен удержать в руках оружие, я уже не стерпел. Взялся смотреть очень атмосферный сканди-нуар «Убийство в Валгалле», и угадайте, что выяснилось про личную жизнь главного героя через три серии?
Где-то я вычитал, что существует целый негласный список требований к сюжетам сериалов. Не считая вышеперечисленного, в сюжете приветствуются представители других рас, героини женского пола, не уступающие мужчинам не только по умственным, но и по физическим параметрам (лучше – превосходящие), персонаж с ограниченными физическими возможностями. Каждый из них не должен быть угнетённым остальными из-за своей «непохожести», а женщины должны в части сцен находиться в кадре не одновременно с мужчинами и говорить не о мужчинах. 
Сначала у меня лично возникал только один вопрос: зачем? Какие важные материи выходят на передний план, что им в угоду авторы отходят не только от исторической правды, но и от здравого смысла? Потом я подумал: в искусстве (тем более в важнейшем для нас) ничто так просто не возникает. А если так, то такие вещи, пожалуй, при желании можно назвать некими приметами времени, метками, свидетельствующими о каких-то глубинных процессах в чьих-то мозгах и тенденциях в человеческой ментальности. Хороших или плохих – не берусь судить. Но пересматривать буду те произведения, где вещи называют своими именами. 

 

Азрет КУЛИЕВ

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

29.03.2024 - 15:59

29 марта - День шампиньонов

Праздничная дата установлена в честь легендарного русского учёного-селекционера Ефима Грачёва.

29.03.2024 - 15:58

Минздрав сообщает

За операцией можно наблюдать из любой точки В Первой горбольнице Нальчика установили современную хирургическую демонстрационную систему, которая позволяет транслировать ход операции в режиме реального времени в любую удалённую точку.

29.03.2024 - 14:01

Огнеборцы республики в суровые военные годы

4 апреля огнеборцы Кабардино-Балкарии отметят юбилей – 190 лет со дня создания пожарной охраны республики.

29.03.2024 - 14:00

Сила в правде

В молодёжном центре республики прошла встреча с заместителем Председателя Правительства - министром КБР Залимом Кашироковым.

29.03.2024 - 13:56

Современная инфраструктура – зеркало качества жизни на селе

В Кабардино-Балкарии за последние пять лет (2019 - 2023 годы) на реализацию мероприятий, направленных на развитие сельских территорий, улучшение качества жизни сельских жителей в рамках госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» направлено свыше 1,55 млрд рублей из федерального и республиканского бюджетов.