5 августа отмечается Международный день светофора. Он имеет большое значение именно для нашей республики: ведь в Кабардино-Балкарии находится завод «Телемеханика» выпускающий самые популярные модели этих устройств.
В России их можно встретить в крупных и маленьких городах. А ещё именно у нас разработали «умный» светофор, который не боится грозовых разрядов и даже умеет анализировать ситуацию на трассе.
Дата для собственного праздника устройства, регулирующего движение на улицах, выбрана не случайно: есть версия, согласно которой именно 5 августа 1914 года в американском городке Кливленде был установлен первый прототип современного светофора. Устройство имело красный и зелёный фонари и при переключении света издавало специальный звуковой сигнал.
Кстати, есть интересное совпадение: 5 августа 1923 года американец Гаррет А. Морган запатентовал первый автоматический светофор. Сам изобретатель говорил, что главное в его устройстве – возможность уравнять в правах всех водителей независимо от их положения в обществе. Моргана считают отцом современных светофоров – все последующие разработки в этой области велись на основе его схемы.
Однако самый первый в истории светофор был изобретён в Англии Джеем Найтом в девятнадцатом веке. Светофор-семафор управлялся вручную и имел в качестве индикатора две стрелки: если они находились в горизонтальном положении, следовало остановиться, а положение под углом в 45 градусов было аналогом современного жёлтого сигнала. Также в конструкцию были включены газовые фонари красного и зелёного цветов – для тёмного времени суток. По задумке Найта, прибор должен был регулировать движение карет.
Аппарат установили в 1868 году в самом центре Лондона, у здания британского парламента. К сожалению, технологии производства тогда были не слишком совершенны, и спустя три года один из фонарей взорвался, поранив осколками полисмена. О приборе забыли примерно на полвека – следующий автоматический регулировщик с двумя фонарями был разработан и запатентован уже в 1910 году. Тем не менее день светофора всё равно празднуют в августе.
Есть сведения, что обычаю регулировки движения с помощью красного и зелёного цветов даже не сотни, а тысячи лет. В Древнем Вавилоне у царского дворца день и ночь трудились рабы-регулировщики, в тёмное время суток вешавшие на плечи коромысло с ёмкостями, заполненными горючей смесью. Пламя, как вы можете догадаться, различалось по цветам. Прибегали к цветовой регулировке и древние римляне – правда, они использовали для этого флажки.
Не менее интересен и принцип, по которому были выбраны цвета для светофора. Красный цвет имеет самую большую длину световой волны, а жёлтый и зелёный занимают второе и третье места. Именно поэтому предупреждающий сигнал красного цвета мы замечаем раньше любых других.
Трёхцветный светофор впервые появился на улицах Детройта и Нью-Йорка в 1920 году. Чуть позже новые устройства успешно перекочевали через океан и обосновались в различных европейских городах. Сначала автоматические регулировщики были установлены во Франции, а потом добрались и до Англии, где, в отличие от своего газового предшественника, стали работать без досадных инцидентов.
Двадцатые годы стали для светофоров пиком развития – в это время было разработано около пятидесяти различных моделей.
В России первый светофор был установлен в январе 1930 года в Ленинграде, на углу Невского и Литейного проспектов. В декабре того же года разноцветный автоматический регулировщик появился в Москве, на углу Петровки и Кузнецкого моста. Третьим городом нашей страны, где начал работать светофор, стал Ростов-на-Дону.
Новый виток в истории светофоров наступает в девяностых годах двадцатого века: именно тогда были изобретены зелёные светодиоды. Москва стала первым в мире городом, где светодиодные светофоры получили массовое распространение.
История светофора охватывает более полутора веков. За это время автоматический регулировщик движения доказал свою полезность и значительно усовершенствовался. Сегодня эти незаменимые помощники есть уже практически везде, а в четырёх городах России – в Москве, Новосибирске, Пензе и Перми – даже существуют памятники неутомимым труженикам светофорам.
Для нашей страны Международный день светофора – хороший повод напомнить людям о важности соблюдения правил дорожного движения и объяснить подрастающему поколению, почему нельзя игнорировать сигналы светофора. Тематические образовательные мероприятия 5 августа проходят по всей России и охватывают весьма широкую аудиторию детей и взрослых.