Пишите, Шура, пишите!

23 января – День ручного письма

 «Мы писали, мы писали,/ Наши пальчики устали./ Мы немножко отдохнём –/ И опять писать начнём». Помню, как в начальных классах после долгого писания мы вместе с учителем хором повторяли этот стишок и совершали нехитрые движения – сжимали кулаки, разжимали и растопыривали пальцы. Кому в эру цифровых технологий приходится писать от руки? Самое время задуматься над этим сегодня, в День ручного письма (День почерка).
Если взять для примера работников печати, то один только компьютер наградил нас целым рядом преимуществ, как минимум – позволил ускорить выполнение поставленных задач. А с другой стороны он же отнял возможность выразить себя на бумаге через нажим ручки и затейливость петель букв. В офисе целыми днями мы отбиваем ритмы на клавиатуре, если нужно сделать заметку – заносим её в смартфон. После непродолжительного «фехтования» ручкой кисть деревенеет и болит. Даже маленькие дети начинают свою осознанную жизнь с нажатия на кнопки – будь то интерактивные книжки, игрушки или телефоны мам и пап. Сегодня и родители, и учителя отмечают, что подавляющее большинство школьников пишут «как курица лапой». Почему так важно писать от руки и какими преимуществами обладает человек, который пишет хорошо?
С этим вопросом я обратилась к Анжеле Мазоковой, учителю начальных классов, преподавателю скорочтения и каллиграфии «Школы скорочтения и развития интеллекта IQ007», расположенной в Нальчике.
– Красивый, аккуратный почерк – это красивые и аккуратные мысли, – говорит моя собеседница. – Как почерк влияет на развитие интеллектуальных способностей, так и наоборот – интеллектуальные возможности можно показать на письме. Хорошо пишущий от руки человек дисциплинирован, умеет концентрироваться. Значит, он способен сосредоточиваться и на любом другом виде деятельности, доводить начатое до конца. В этом его преимущество. Вряд ли человек с красивым почерком окажется разгильдяем.
По тому, как мы пишем, можно определить наш характер, образ мыслей и действий. Интересуюсь у учителя, значит ли это, что, изменив почерк и стиль письма, человек может и внутренне стать другим?
– Думаю, да. Читала о результатах одного интересного исследования, которое показало, что у неуверенных в себе детей – при письме они плотно прижимают друг к другу петли букв – отношение к себе менялось в лучшую сторону благодаря занятиям чистописанием, после которых изменялся стиль их письма. Конечно, это не быстрый процесс.
Урок каллиграфии у Анжелы Мазоковой длится 80 минут. Естественно, это время отводится не только на чистописание – интерес ребёнка к одному виду деятельности сложно поддерживать долго, поэтому занятие разнообразится всевозможными упражнениями на развитие внимания, памяти, играми, которые носят развивающий характер.
Рекомендуется обучать ребёнка каллиграфии с восьми лет. К этому возрасту его мозг и мышцы уже более подготовлены к ручному письму.
Занятия могут посещать и взрослые. По словам педагога, улучшить почерк можно в любом возрасте.
К тому же писать полезно для психологического и физического здоровья. Согласно некоторым исследованиям каллиграфия может служить вспомогательным средством при лечении болезней. Во время занятий каллиграфическим письмом человек расслабляется, успокаивается, начинает равномерно дышать, замедляется его пульс и снижается артериальное давление. Письмо поможет быстрее восстановиться людям, перенёсшим инфаркт и инсульт. Оказывается, уже научно доказано, что каллиграфия продлевает жизнь. Китайские каллиграфы живут более 90 лет. А один из современных мастеров каллиграфии Су Цзусиань ушёл из жизни в возрасте 110 лет.
Анжела Мазокова уверена: если каждый найдёт время для занятий чистописанием, это повлияет на него наилучшим образом:
– Во-первых, это творческий процесс, который заставляет прочувствовать и продумать то, что пишешь. Человек подбирает слова, активизируется его мыслительный процесс. А когда мы нажимаем на кнопки различных гаджетов, устройств, чаще всего используем одни и те же слова и выражения. Действуем в основном по шаблону. Количество слов, которые присутствуют в лексиконе человека, пишущего от руки, гораздо больше, чем у того, кто печатает буквы на клавиатуре. Во-вторых, известна особая связь рук и головного мозга. Когда пальцы последовательно работают, активизируются отделы, отвечающие за мышление, речь, память. При письме от руки развиваются внимательность, наблюдательность, воображение.
После беседы с Анжелой Мазоковой стало совершенно ясно: пренебрегать письмом от руки – преступление против самого себя. Каждый раз, взяв ручку, следует напоминать себе, что ручное письмо заставляет активно работать мозг, улучшает память, повышает концентрацию внимания, развивает творческие способности, помогает увеличить запас слов, успокаивает, продлевает жизнь.
Интересно, какой была бы эта статья, если бы я писала её от руки?

Фото Артура Елканова.

Марьяна БЕЛГОРОКОВА
Поделиться:

Читать также:

16.01.2019 - 08:38

В лицее №2 Нальчика прошло подписание договора о сотрудничестве с Кабардино-Балкарским государственным университетом имени Х.М. Бербекова в рамках профориентационно-образовательного проекта «Информатика XXI века». 

20.03.2019 - 08:10

Более трёх тысяч старшеклассников из Кабардино-Балкарии и Ингушетии приняли участие в VII открытой Северо-Кавказской олимпиаде по общеобразовательным предметам, соответствующим профилям направлений подготовки в вуз.

27.02.2019 - 08:39

В школе №4 г.о. Баксан состоялось торжественное открытие физико-математического и вокально-хореографического классов Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова.

15.03.2019 - 08:10

Состоялась рабочая встреча сотрудников КБГУ и Северо-Осетинского государственного университета для налаживания тесного взаимодействия по ряду научных отраслей.
Ректор КБГУ Юрий Альтудов отметил, что между двумя вузами давно сложились дружеские и деловые связи:

01.02.2019 - 08:26

На базе Пятигорского государственного университета прошло заседание совета ректоров вузов Северо-Кавказского федерального округа с участием полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе Героя России Александра Матовник

12.04.2019 - 08:12

В городском центре эстетического воспитания детей имени Жабаги Казаноко состоялся урок арт-терапии для детей и подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. В мероприятии, организованном управлением культуры администрации г.о.