Советский вольфрам

В своё время Кабардино-Балкарское  месторождение вольфрамомолибденовых руд считалось крупнейшим в мире.  Тырныаузский горно-обогатительный комбинат работал, как часы  и давал 60 процентов советского вольфрама. 
Все началось в  1934 году, когда  геологи обнаружили в горах залежи вольфрама и молибдена. Спустя несколько лет  Наркомтяжпром СССР принял решение о строительстве рудника и обогатительной фабрики. У реки Баксан на месте балкарского села Гирхожан появился посёлок «Нижний Баксан», а на высоте 2700 метров - посёлок строителей «Горный». 
Первую очередь комбината запустили 1 сентября 1940 года, но война спутала все планы.  В 42-м, в связи с наступлением немцев, рабочие были эвакуированы, а комбинат взорван. 
К январю 1945 года предприятие восстановили.  Добытая руда шла на военное производство. Молибден использовался для легирования сталей, а вольфрам - в качестве основы тяжёлых сплавов для артиллерийских снарядов.
После войны комбинат продолжал развиваться, и в 1955 году рабочий поселок Нижний Баксан стал городом Тырныаузом. К тому времени численность его населения составляла 12 тысяч человек. Через несколько лет в город переселились жители поселка  Горный. 
К руднику «Mолибден» рабочие поднимались на канатной дороге. В конце 60-х  годов в  состав комбината входило свыше сотни сооружений, работал известковый завод, заводы низковольтной электроаппаратуры, силикатного кирпича и железобетонных изделий.
Комбинат продолжал расширяться и со временем стал одним из крупнейших предприятий цветной металлургии в СССР. Его мощности позволяли добывать и перерабатывать 6,6 миллиона тонн руды в год и выпускать 14 тысяч тонн её концентратов.
К 1989 году население Тырныауза составляло  30 тысяч человек. Продукция комбината использовалась в изготовлении особо прочных марок стали для оборонной промышленности. Но в начале 90-х количество военных заказов резко упало. Дела предприятия пошли на спад и за относительно короткий срок от него остались одни руины.  
Последним директором Тырныаузского  комбината был Борис Хагуцирович  Блаев. Он руководил предприятием  двенадцать лет, и за эти годы оно достигло своего расцвета.  
Блаев родился 6 июня 1936 года в поселке Терек Терского района Кабардино-Балкарии. В детстве он неплохо рисовал. После школы  собирался поступать в Киевский художественный институт, но его мать была категорически против. Будучи человеком набожным, она  считала, что изображать людей  – большой грех. В результате молодому человеку пришлось выбирать другую профессию. В школе Борис увлекался точными науками и подал документы на физмат КБГУ. По результатам экзаменов ему  предложили  на выбор поступить в несколько технических вузов страны.  Брат абитуриента работал горняком, и Блаев  решил последовать его примеру. Вскоре он стал студентом Владикавказского горно-металлургического института.
 Окончив вуз, наш земляк вернулся в Кабардино-Балкарию. Главным геологом рудника в Тырныаузе работал друг его старшего брата. Он уговорил  Бориса устроиться на комбинат, но инженерно-технических вакансий в то время не было и парню пришлось  оформиться простым рабочим. 
 Сначала  он был люковым - человеком, стоящим на выпуске руды. Через полтора года стал подносчиком взрывчатых веществ. Потом откидчиком по зачистке основного горизонта. Все эти специальности были  тяжелы физически. Кроме того, производство очень вредное. За смену использовалось около тонны взрывчатки. Это пятьдесят-шестьдесят взрывов. В шахте поднимается пыль, которая оседает на легких. В результате за несколько лет  Блаев  заработал силикоз – профессиональное заболевание горнорабочих.
Со временем молодого специалиста заметили, и он стал мастером на одной из шахт. Блаев  работал главным инженером, начальником шахты, руководил  цехом канатных дорог. А 5 января 1981 года вышел приказ о его назначении генеральным директором комбината. 
 Благодаря новому руководителю добыча руды увеличилась почти вдвое. Кроме того, он  занялся социально-культурными вопросами. Построил  ясли, детсады, музыкальную школу, дворец культу-ры... Блаев принял 500 тысяч квадратных метров жилья, а сдал миллион двести тысяч.
 Вначале девяностых все производства в республике остановились, и Тырныаузский комбинат разделил общую судьбу. Со временем от него остались только подземные выработки. Всё оборудование исчезло.  Для примера, один комплект мельницы самоизмельчения весил тысячу тонн. На предприятии их было десять, а  теперь не осталось ни одной.  Сам комплекс самоизмельчения весил десять тысяч тонн. Оборудование в цехе тяжёлых суспензий весило приблизительно столько же. От фабрики до хвостохранилища  лежали две трубы длиной  пят-надцать километров. Пять тысяч электродвигателей, 60 подстанций, компрессоры, подземные самосвалы – все это ушло на металлом. Унесли даже железобетонные плиты, не говоря уже обо всём остальном.
Вначале 2000-х деятельность предприятия фактически прекратилась. Это повлекло за собой снижение численности населения Тыр-ныауза почти на треть. В 2001 году комбинат окончательно разорился и был признан банкротом.  
Бориса Блаева не стало несколько лет назад. До последнего дня он верил в возрождение предприятия и разработал  план по высокоэффективной отработке месторождения. Эта концепция позволяла работать более ста лет, добывая вольфрам, который давно перестал быть советским. 
 
Эдуард БИТИРОВ

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

08.12.2025 - 18:06

Минздрав сообщает

Врачи впервые смогли остановить опасные кровотечения у онкобольной без серьёзной операции В Республиканский клинический многопрофильный центр высоких медицинских технологий поступила 64-летняя пациентка с ангиосаркомой кожи.

08.12.2025 - 17:36

Как помочь ребёнку в стремлении помогать и быть полезным?

Формирование привычек у детей – это жизнь по чётким правилам, которые закладываются с рождения. Они влияют на учёбу, здоровье, отношения с близкими и друзьями. Развитие умения быть полезным в обществе помогает понимать свою роль в социуме и развивать чувство ответственности перед окружающими.

08.12.2025 - 17:28

В 2026 году в КБР отремонтируют свыше 73 км автодорог

Благодаря реализации нацпроекта «Инфраструктура для жизни» в 2026 году в Кабардино-Балкарии отремонтируют более 73 км автомобильных дорог. К работам можно будет приступить уже в начале года благодаря тому, что госконтракты заключаются заблаговременно.

08.12.2025 - 17:27

Погрузка на железной дороге в КБР выросла на 11,4%

За 11 месяцев 2025 года погрузка на железной дороге в Кабардино-Балкарской Республике составила около 566 тысяч тонн. Это на 11,4% превышает показатель аналогичного периода прошлого года.

08.12.2025 - 15:13

Паспортно-визовый сервис

Паспортно-визовый сервис МВД России оказывает содействие в приёме документов по вопросам миграции, а также в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации   иностранных граждан и их фотографировании.  Практически во всех субъектах Российской Федерации открыто более 136 офисов обслуживания.