Уникальное наследие

1 марта исполняется 75 лет со дня рождения фольклориста, историка, этнографа, писателя, переводчика, литературоведа, члена Союза писателей КБР и заслуженного деятеля науки КЧР Махти Чиппаевича Джуртубаева. Он ушёл из жизни несколько лет назад, но оставил после себя богатое литературное наследие и уникальный научно-исследовательский материал. 
Махти Джуртубаев родился в 1949 году в Алма-Ате, но с 1958 года жил в Кабардино-Балкарии. Окончив среднюю школу в селении Кичмалка Зольского района, он работал слесарем, бетонщиком, учителем в сельской школе и лаборантом на метеостанции.
В 1975 году Джуртубаев окончил историко-филологический факультет КБГУ, а спустя пять лет Литературный институт имени Горького. В студенческие годы он переводил на русский язык стихотворения балкарских поэтов, а после учебы перевёл на карачаево-балкарский «Экклезиаст» и «Книгу Иова».
С 1984 по 2002 год Махти Джуртубаев работал научным сотрудником отдела карачаево-балкарского фольклора в Институте гуманитарных исследований КБР. Он много ездил по республике, встречался со стариками и записывал за ними историко-героические песни, сказки, притчи, легенды и предания. Результатом такой научно-исследовательской работы стал целый ряд статей, монографий и сборников по мифологии, фольклору, религии, литературе и этнической психологии карачаево-балкарцев.
В 1991 году в Нальчике вышла его книга «Древние верования балкарцев и карачаевцев». Уникальность этого издания в том, что оно стало первым фундаментальным исследованием карачаево-балкарской мифологии. Оказалось, что этот сегмент народной культуры имеет глубокие корни и перекликается с мировоззрением других тюркских народов.
Спустя пять лет в Нальчике вышел сборник статей Джуртубаева «Душа Балкарии». В него вошли исторические исследования, сюжеты нартского эпоса и очерк по этнической психологии карачаево-балкарцев.  
Без малого тридцать лет учёный работал над этическим кодексом «Ёзден Адет», который передавался из поколения в поколение и регулировал социальную жизнь карачаевцев и балкарцев. Принципы и нормы народной этики, собранные в этой книге, по большей части представлены в форме двустиший и трёхстиший с использованием архаичных слов и выражений. В качестве предисловия автор использовал свою работу «Тенгрианство и тюрки», в которой освещаются история, религия и мировоззрение алан.  
Внушительный пласт его творчества посвящён народному фольклору. Махти Джуртубаев собрал и издал сборник народных песен «Билляча» («Всезнайка»), «Нартские песни и сказания» и карачаево-балкарский героический эпос «Нартла».  
В 2004 году в Москве вышла третья монография Махти Джуртубаева «Карачаево-балкарский героический эпос». Она содержит анализ нартских сказаний, рассказывает о топонимах, обычаях и именах действующих персонажей. 
В том же году Джуртубаев издал книгу «Другая повесть о походе Игоря». По сути, это исследование великого памятника древнерусской литературы, в котором автор делает неожиданные выводы. По его мнению, «Слово о полку Игореве» – это всего лишь часть огромного эпического повествования обо всей истории Древней Руси. Эту книгу Джуртубаева высоко оценил писатель и литературовед Олжас Сулейменов. «Думаю, что для поддержания исследовательского интереса к «Слову» – произведению, выражающему акт исторического и культурного взаимодействия древних русичей и кипчаков – книга М.Ч. Джуртубаева вполне может послужить», – писал он из Парижа карачаевскому поэту Билялу Лайпанову. 
В 2015 году Джуртубаев издал трёхтомную книгу старинных песен «Аланский историко-героический эпос» с комментариями и подстрочным переводом на русский язык. Кроме того, он автор нескольких фольклорных сборников и множества научно-исследовательских книг. Среди них «Духовная культура карачаево-балкарского народа», «Карачаево-балкарские мифы», «Происхождение нартского эпоса»…  
Параллельно с наукой он занимался литературой и переводами. В 1999 году в соавторстве с Мухтаром Табаксоевым Джуртубаев написал пьесу «Зауапарк», поставленную на сцене Балкарского государственного драматического театра имени Кайсына Кулиева. Учёный перевёл на русский язык стихи Кайсына Кулиева, повесть «Хурриет» народного поэта КЧР Биляла Лайпанова, новеллы и стихи многих балкарских поэтов и писателей.
Его вклад в науку, историю и литературу сложно переоценить. Труды Махти Джуртубаева занимают особое место в изучении карачаево-балкарской культуры и могут стать крепкой основой для дальнейших исследований.

 

Магомед ДУГАЕВ

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

26.12.2024 - 14:40

Нестандартная «Снежная королева»

Перед Новым годом воспитанный Камин рассказывает волшебную сказку, помогая ему, Огонь и Ветер дуэтом читают, Белый Олень поёт с кавказским акцентом, а Маленькая Разбойница гоняет на байке.

24.12.2024 - 11:55

Зимняя сказка

В Москве прошла выставка-ярмарка народных художественных промыслов «Ладья. Зимняя сказка-2024». Это главное событие в мире народного искусства, которое способствует взаимообогащению культур и укреплению дружеских связей между народами России. Организатором выступила ассоциация «Народные художественные промыслы России» при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, Торгово-Промышленной палаты России.

23.12.2024 - 14:55

«В жутких розочках»

Летом 2022 года в Нальчике прошёл международный кинофестиваль «Кабардино-Балкария - 100». В числе его почётных гостей была народная артистка России Светлана Немоляева. Она представляла дебютный фильм своей внучки Полины Лазаревой, в котором сыграла главную роль.

22.12.2024 - 19:36

Новые грани и возможности искусства

Свежий взгляд на театр, не разрушающий его сути, полная отдача на сцене и смелые эксперименты – актёры нынешнего поколения не боятся искать новые подходы к роли и необычные способы воплощения персонажа. Они оперируют своими эмоциями, живыми и искренними, и способны убедить зрителя в правдивости собственных переживаний на сцене.

19.12.2024 - 13:32

Брейнрот полный и окончательный

На днях по сети заплясал список самых модных слов года, пробудивший к жизни старый как мир спор между современными «западниками» и «славянофилами» и укрепивший меня в столь же старой мысли о том, что гуманитарные знания ещё сильнее потеснены с занимаемых позиций на пути к бесславной кончине. Впрочем, так ли всё безнадёжно?