«Ему бы было только 90…»

К 100-летию Национальной библиотеки КБР

Часто даты в нашей общественной жизни связаны с именами достойных людей, о которых мы знаем, но не всегда получается вспомнить и рассказать о них. Об удивительных людях, судьба которых была связана с библиотекой, хочется поведать в год столетия Национальной библиотеки КБР.
Султан Хапагович Кушхов родился 1 августа 1930 года в Сармаково. Окончил с золотой медалью республиканскую школу-интернат в Нальчике, затем, проучившись три года в Кабардинском государственном пединституте, поступил в единственный в стране Литературный институт, сразу на третий курс.
Моим коллегам старшего поколения посчастливилось знать Султана Хапаговича лично, работать под его руководством. К сожалению, он недолго возглавлял Республиканскую библиотеку им. Н.К. Крупской, но память о нём жива и сегодня. Молодой, красивый, образованный, человечный, порядочный – так рассказывали коллеги о нём. То, как он вникал в библиотечные процессы, вызывало уважение у профессионалов. Его интересовало мнение каждого сотрудника, он знал всё о каждом из них. Султан Хапагович как-то ненавязчиво вовлекал всех в работу, приветствовал инициативность и творческий подход в деле.
– У Султана Хапаговича были золотые руки: мог сам стеллаж починить, ножку у стула или стола приделать. Мы даже забывали, что он наш директор, обращались по разным «техническим» вопросам, – рассказывала Зоя Пшиншева-Эльгарова. – Он стремился ко всему новому, всегда поддерживал увлечения молодёжи, что было далеко не в каждом руководителе. Султан в чём-то даже опережал своё время, как бы шёл впереди. 
Писатель Кашиф Эльгаров, который так же хорошо знал Кушхова, вспоминал: «Султан мог встать в один ряд с такими кабардинскими писателями, как Али Шогенцуков, Алим Кешоков. Он был талантлив, знал цену себе и своему таланту. В 1954 году, сразу после института, он стал заведующим отделом в газете «Советская молодёжь». В своём родном Сармаково занимал должность заместителя председателя колхоза им. Сталина Нагорного района. Принципиальным, открытым и смелым был Султан, друзья его любили».
– Моё знакомство с творчеством Султана Кушхова началось с рассказа «Механик», как сегодня помню, в №10 журнала «Кабарда» за 1957 год. Потом был рассказ «Под буркой» (за тот же год) в газете «Советская молодёжь», рассказ «Два скакуна», – рассказывала ветеран библиотечного дела, заслуженный работник культуры Любовь Биттирова. – Библиотека тогда часто помогала хозяйствам, особенно на уборке кукурузы. Султан Кушхов как руководитель республиканской библиотеки выезжал наравне с сотрудниками на сельхозработы, такой труд объединял и сплачивал наш коллектив. Как-то Султан спросил: помню ли я своего отца? Я растерялась, в ответ – слёзы на глазах. Спросить помню ли, снится ли мне отец, мог только тот, кто познал такую же большую потерю и боль. От него я узнала тогда, что его старший брат Амирхан, как и мой отец, погиб в Отечественную войну. Мы гордились тем, что наш директор был одним из немногих тогда выпускников Литературного института, где семинар вёл сам К. Паустовский. Несмотря на успехи в журналистике и комсомольской работе, он связал свою жизнь с библиотекой и литературной деятельностью. К сожалению, повесть Кушхова «Родня» увидела свет только после его трагического ухода из жизни. Мы, его коллеги, плакали, читая её. От Султана Кушхова я впервые узнала о Хаджимурате Мугуеве и его произведениях «Господин из Стамбула», «Весенний поток», «Три судьбы». «Буйный Терек» оставил большой добрый след в душе и судьбе Султана Кушхова. Нас не может не огорчать, что произведения Султана Хапаговича мало переиздавались за эти годы (разве что «Мелодия юности», собранная и подготовленная Петром Шевлоковым – другом юности). Самобытные, подкупающие простотой и человечностью рассказы писателя не потеряли актуальности и в наши дни. Как сегодня нужны такие герои, как С. Кушхов – смелые, неравнодушные, желающие изменить жизнь к лучшему! Им до всего есть дело, ибо они живут на этой земле, а значит, ответственны за всё, что происходит на ней. 
Трагический, ранний уход из жизни не дал возможность раскрыть все грани его таланта. Сколько талантливых произведений Султана Кушхова могли бы пополнить фонды библиотек! 
В памяти тех, кто его знал, а его знали и уважали ветераны библиотечного дела Г. Игонина, Т. Теуважукова, А. Тутукова, Т. Нашапигова, Ш. Афашокова, он остался молодым, энергичным, не терпевшим ни лжи, ни лицемерия, смелым, человечным. Словом, настоящим горцем. Сложись всё по-другому, не останься Султан Кушхов навеки тридцатилетним, он мог бы присутствовать на юбилее Национальной библиотеки в качестве почётного гостя, и было бы ему только 90 лет…

Азиза МАХИЕВА

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

28.12.2024 - 14:33

Высокая награда Аскера Додуева

Наш земляк, поэт и главный редактор литературного журнала «Минги Тау» Аскер Тауканович Додуев стал заслуженным работником культуры Республики Ингушетия. 

26.12.2024 - 14:40

Нестандартная «Снежная королева»

Перед Новым годом воспитанный Камин рассказывает волшебную сказку, помогая ему, Огонь и Ветер дуэтом читают, Белый Олень поёт с кавказским акцентом, а Маленькая Разбойница гоняет на байке.

24.12.2024 - 11:55

Зимняя сказка

В Москве прошла выставка-ярмарка народных художественных промыслов «Ладья. Зимняя сказка-2024». Это главное событие в мире народного искусства, которое способствует взаимообогащению культур и укреплению дружеских связей между народами России. Организатором выступила ассоциация «Народные художественные промыслы России» при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, Торгово-Промышленной палаты России.

23.12.2024 - 14:55

«В жутких розочках»

Летом 2022 года в Нальчике прошёл международный кинофестиваль «Кабардино-Балкария - 100». В числе его почётных гостей была народная артистка России Светлана Немоляева. Она представляла дебютный фильм своей внучки Полины Лазаревой, в котором сыграла главную роль.

22.12.2024 - 19:36

Новые грани и возможности искусства

Свежий взгляд на театр, не разрушающий его сути, полная отдача на сцене и смелые эксперименты – актёры нынешнего поколения не боятся искать новые подходы к роли и необычные способы воплощения персонажа. Они оперируют своими эмоциями, живыми и искренними, и способны убедить зрителя в правдивости собственных переживаний на сцене.