Как написать жалобу на начальника? Юрисконсульт Андрей Скопинцев заметил, что необоснованные штрафы, невыплата заработной платы, незаконное увольнение, непозволительные высказывания и другие варианты злоупотребления положением – достаточные основания для обжалования неправомерной позиции начальника.
Первой ступенью обжалования действий начальника является внутренний контроль: сообщить о неправомерном поведении начальника можно вышестоящему руководству. Сделать это лучше в письменном виде. Так обращение воспринимается более официально, свидетельствует о решительном настроении заявителя и о том, что проблемная ситуация с начальством действительно набирает серьёзные обороты. В заявлении также можно намекнуть о намерении добиться соблюдения своих законных прав и интересов даже при отсутствии его адекватной реакции, что не должно выглядеть как грубое давление. Достаточно убедительно обосновать свои требования и объяснить, насколько важно для заявителя восстановление справедливости.
Как правило, замечает юрисконсульт, заявление о правонарушении подаётся лично. Но если аппарат управления находится в другом городе или субъекте, целесообразно будет направить обращение заказным письмом по почте. У многих госслужб, органов и организаций существуют официальные интернет-порталы, которые содержат «электронные приёмные». С их помощью можно направить жалобу уполномоченному должностному лицу или ведомству, подкрепить её документами и доказательствами в цифровом формате и получить ответ по результатам рассмотрения на указанный e-mail или почтовый адрес.
Комиссия по трудовым спорам – ещё один элемент внутреннего контроля, занимающийся урегулированием трудовых споров между руководством и работниками организации. Она формируется из равного количества представителей сторон конфликта по инициативе сотрудников или работодателя и обладает достаточными полномочиями для решения проблемы. Её решение, объясняет юрисконсульт, имеет юридическую силу и подлежит исполнению в добровольном или принудительном порядке. В последнем случае – судебными приставами. В то же время сторона, не удовлетворённая разрешением конфликта, может оспорить его в суде. Жалоба в комиссию направляется не позднее чем через три месяца после неправомерного деяния и только после предварительного обращения к нарушителю.
Заявление составляется письменно. На рассмотрение жалобы у комиссии не должно уйти более 10 календарных дней. Решение принимается путём голосования по принципу большинства и подлежит исполнению в течение трёх дней.
Федеральная служба по труду и занятости – это высший орган государственного надзора за соблюдением трудового законодательства. Она объединяет и возглавляет государственные инспекции труда в субъектах и взаимодействует с другими органами исполнительной власти, местного самоуправления, прокуратуры и профсоюзными организациями. Первой ступенью обжалования противоправных деяний начальника должна стать государственная инспекция в субъекте. Пожаловаться в Федеральную службу по труду и занятости можно на личном приёме, через электронную общественную приёмную или с помощью интернет-ресурсов.