Из-за корректировки организационных или технологических условий работодатель может изменить условия трудового договора, но не в части функций работника. Если сотрудник не согласен работать в новых условиях или предложенные ему вакансии его не устраивают, трудовой договор с ним прекращается. Основанием станет отказ от работы в связи с изменением условий.
Конституционный суд Российской Федерации рассмотрел вопрос о применении этих норм к ситуации, когда работодатель фактически передаёт третьему лицу по договору функции своего сотрудника. В итоге последний не может продолжать работать в том же подразделении, ему предлагают вакансии в иной местности, а при отказе увольняют. По сути работник оказывается в одинаковом положении с теми, чьи должности сокращают, но аналогичных гарантий ему не предоставляют. Конституционный суд РФ счёл эту ситуацию недопустимой: «Не предполагается, что сотрудника можно переводить в иное подразделение в другой местности из-за заключения гражданского договора с третьим лицом и увольнять по упомянутому основанию в случае отказа от такого перевода. В противном случае это позволило бы работодателю минимизировать расходы на выплаты, связанные с расторжением трудового договора, и приводило бы к нарушению прав работников».
Это очень важное решение, тем более что с 2021 года действуют новые правила выплат при сокращении штата. Теперь вместо выплаты среднего заработка за второй и третий месяцы после увольнения закон позволяет сразу выплатить работнику единовременную компенсацию. Её размер – двукратный средний месячный заработок.