После смерти матери страдающая психическим заболеванием 23-летняя Светлана Б. была признана судом недееспособной, её опекуном назначили бабушку. В какой-то момент она заметила, что внучка стала делать покупки, денег на которые бабушка ей не давала. Выяснилось, что девушка заключила с банком договор на выдачу кредитной карты с лимитом в 40 тысяч рублей.
Опекунша пошла в банк, чтобы расторгнуть договор, который они не имели права заключать с недееспособным инвалидом с диагнозом «шизофрения». Там женщину отправили в суд.
В судебном заседании представитель банка иск не признавал, утверждая, что раз Светлана ознакомилась и расписалась под условиями выпуска и обслуживания и получила памятку держателя карты, значит, понимала всё происходящее. Она вовремя вносила необходимые платежи, что исключало любые подозрения в недееспособности клиента.
Выслушав участников процесса и исследовав материалы дела, суд пришёл к следующему. Согласно пункту 1 статьи 171 ГК РФ сделка, совершённая гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства, ничтожна. Каждая из сторон такой сделки обязана возвратить другой всё полученное в натуре, а при невозможности возвратить полученное в натуре вернуть его стоимость в деньгах. По заключённому кредитному контракту Светлана пользовалась деньгами и возвращала их с процентами, таким образом, перечислила банку сумму, превышающую размер предоставленного кредита. Эти деньги должны быть возвращены женщине, решил суд.
На основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с банка в доход местного бюджета была взыскана государственная пошлина в размере 6 тысяч рублей, от уплаты которой обратившаяся в суд с иском опекунша Светланы была освобождена.