Иначе как чудом это не назовёшь. Хотите – верьте, хотите – нет, но в Нальчике почти инкогнито дал полноценный двухчастный концерт известный австралийский вокалист, тромбонист, композитор, радиоведущий, джазовый музыкант и педагог Ден Барнетт.
Странное место
Он выступал и записывался с такими музыкантами, как Джеймс Моррисон, Джек Джонсон, с Австралийским художественным оркестром... Исполнитель национального гимна для международных матчей по футболу, крикету и регби Австралии, лидер собственного биг-бэнда и смолл-бэндов регулярно выступает на фестивалях в Европе, Азии, Южной Америке и США, работает музыкальным директором и продюсирует музыку для крупных мероприятий, пишет саундтреки к фильмам.
И вдруг февральским вечером Ден Барнетт оказался в одном из скромных нальчикских караоке-баров. Место хоть и странное, но давно намоленное музыкантами – цокольный этаж, где когда-то была «Почтовая голубка», а теперь по вечерам зазывает неоновыми огнями Umbrella. Каким ветром маститого джазмена занесло не в престижный концертный зал, а в этот полуподвал? Истинно говорю вам – чудеса бывают.
Счастливчики
Сказать, что большая часть публики – поклонники джаза, было бы неправдой, тем более, что большинству присутствующих, как и мне, в мессенджерах приходили анонсирующие сообщения типа «организаторы пригласили какого-то джазмена» (весьма информативно:-). Когда-то в Нальчике, а именно в верхнем этаже гостиницы «Нальчик» было кафе с названием Jazz, и играл замечательный джаз-бэнд, но было это очень-очень давно. Подтверждающие факт фото сохранились (Facebook Был такой Город. Нальчик).
Итак, время «Ч», 19 часов, в полумраке за столиками немногочисленная публика – около полусотни человек. Интрига по поводу звезды вечера сохраняется. Трое музыкантов готовят инструменты, звуковик долго пытается настроить микшерный пульт, публика начинает проявлять нетерпение, нестройными хлопками в ладоши поторапливая артистов. Меж столиками подходит высокий человек, снимает черное пальто, достает из кофра инструмент и… чудо свершилось!
Счастливчики услышали то, что не было предусмотрено никакими планами культурных мероприятий, гастрольными афишами или продюсерскими заготовками. Едкий сигаретный дым, щедро источаемый слушателями без гендерной градации, смешивался с мировыми хитами, заполнял легкие заокеанского тромбониста и вокалиста, выступавшего в сопровождении трио местных инструменталистов.
Почему мы здесь?
Концертный микс включал десятки хитов, в том числе Crazy, из репертуара Синатры и даже «Очи черные», посвященные «моему милому темноглазому переводчику». Ксения – очаровательная москвичка, не только переводила, но и с удовольствием танцевала-пела, подпевала Дену вместе с публикой. Прожив два года безвыездно в Австралии из-за пандемийного карантина, она, наконец, оказалась на родине, и стала показывать Барнетту свою страну, в том числе Приэльбрусье, где с детства периодически каталась на лыжах.
«Почему мы здесь? У меня ностальгия по России, своим людям, русской природе, по своим корням, – рассказала девушка. – Дену нужна была перезагрузка для продолжения творчества. Он постоянно путешествует по всему миру, у него несколько раз в год обычно туры в Европу. Прилетели из Австралии в начале декабря, приехали отмечать Новый год на Кавказ, потому что здесь потрясающая природа, могучие горы, сильная энергетика, очень красиво. Были в Архызе, Ессентуках, Кисловодске, Железноводске, ездили на Эльбрус. Замечу, что со временем совершенно иначе воспринимается окружающее. Если раньше Приэльбрусье было для меня просто курортом для катания на лыжах, то сейчас всё по-другому: это своя энергетика, знакомые люди, встреча с которыми – радость, это общение с новыми интересными людьми – открытыми и доброжелательными, как члены одной семьи, вне зависимости от их национальностей».
Есть контакт!
Как произошел контакт в Нальчике? Автор культурного проекта «Открытый клуб», организатор мероприятий и музыкант Артур Хаев рассказал: «художник Заур Матуев, услышав разговор на английском в супермаркете, заговорил с иностранцами, узнал, что Ден джазмен, и, как джигит, смело заявил: «А у нас тут тоже есть джазовые музыканты».
Таким образом заявка была сделана, но, пожалуй, кроме гитариста Бориса Кумыкова и Анзора Ципинова, который играет на контрабасе, классных джазменов в Нальчике и не найти. Парни известны как группа «Марки», играют на разных площадках, в клубах, выезжают в Осетию и другие регионы… На ударных Дену вызвался подыграть парень из Сирии Габи Хаджал. Он учится в колледже дизайна КБГУ».
О том, что выступление Дена Барнетта в Нальчике по сути – экспромт, сообщила Ксения: «Они репетировали буквально час-другой. Ден иногда совершенно случайно встречается с незнакомыми музыкантами и импровизирует, у него в таком формате большой опыт. Ваши ребята обычно не играют такой репертуар, но особенность музыкантов в том, что, работая, они отдыхают, а играя, работают и умеют быстро договариваться. Они говорят на языке музыки, темпо-ритма. У них разный опыт, но этим и отличаются джазмены – экспромтом.
Профессиональному музыканту нужно постоянно практиковаться, играющему на духовых инструментах – тренировать лицевые мышцы, и поэтому у Дена с собой тромбон. Когда договорились выступить здесь – это разговор не про коммерцию, не про деньги. Когда выявляются общие интересы, ощущаешь магнетизм гор, доброжелательность, теплый прием окружающих, хочется не только брать, впитывать красоту, взаимодействовать с горами и людьми, но и что-то отдавать. К примеру, сделать этот концерт».
- Горы имеют потрясающее воздействие на людей, – в короткой концертной паузе включается в разговор Ден. – Они, как и море, обладают большой силой, передающейся человеку.
- Как вы расцениваете музыкантов, которые сегодня с вами играют?
- Отличные музыканты. Приходите на их выступления, потому что здесь не так много людей играют джаз.
- А почему бы вам не сделать коммерческий проект? Хорошо бы организовать тур в городах Кавминвод, в северокавказских республиках. Чтобы выступления были не такими «подпольными», как сегодня, а полноценными – в концертных залах, с громкими афишами. Чтобы, к примеру, в Нальчике вас могли услышать профессиональные музыканты, в том числе артисты Государственной филармонии КБР, студенты и преподаватели Северо-Кавказского государственного института искусств и профильного колледжа, артисты Музыкального театра, преподаватели и учащиеся музыкальных школ, участники инструментальных ансамблей, вокалисты…
- Это было бы замечательно. Мы намерены приехать на Северный Кавказ в тёплое время года. Если кто-то возьмется за организацию тура, я готов выступить. Понравились залы в Кисловодске, Пятигорске, совершенно очаровала Пушкинская галерея в Железноводске.
- В институте искусств в Нальчике есть музыкальный кадетский корпус, где мальчиков с десяти лет обучают игре на духовых музыкальных инструментах. В определенный период «духовики» – артисты и студенты – стали большой редкостью, дефицит таких кадров ощущается и в профессиональных коллективах. Чем это можно объяснить? Трудностью владения духовыми инструментами?
- Это не так трудно, как вам кажется. Не сложнее чем игра на других инструментах. Главное, что это большое удовольствие, яркое творчество, эмоциональный позитив и возможность общаться с хорошими людьми, классными музыкантами.
P.S.
Jazz in Nalchik! – пел-скандировал зал вместе с Барнеттом в финале концерта. Джаз в столице нашей республике точно был, слышим – он здесь есть, и, надеемся, ещё будет.