Внутренний монолог
Не уверен, что в то время, когда США заливало Южный Вьетнам «агентом Оранж», кому-то пришло бы в голову отыгрываться на американских пианистах и отменять концерты Вана Клиберна. Или, скажем, требовать ликвидировать Макдональдс, чтобы уж наверняка искоренить всё американское. Но вот с российским пианистом Денисом Мацуевым подобная неприятность произошла. И не только с ним одним. Так и хочется спросить: они-то причём?
А вот ещё «хороший» пример: натовские бомбардировки Югославии. Тоже никого из американцев вроде никак не ущемили. А 24 марта, между прочим, была годовщина их начала, о чём мало кто вообще вспомнил. И подобных «хороших» примеров ещё много. Не помешало бы помнить такие вещи в тот, например, момент, когда ряд товарищей из ООН встаёт и покидает зал при виде российской делегации. Позвольте, но если уж вы покидаете зал исключительно по причине того, что в нём запахло агрессором, то при виде США вы должны его не просто покидать - вы должны бежать оттуда наперегонки, теряя обувь! Да ещё плеваться при этом залпом! Однако что-то не замечаю я в вас столь искренних душевных порывов.
Про Вьетнам я вспомнил потому, что три года проработал там, водя российских туристов по Хошимину (он же Сайгон) и его окрестностям, в том числе и местам «боевой славы» Вьетконга. Так вот, было у нас на экскурсии место, способное пронять, что называется, «до печёнок»: Музей жертв войны (WarRemnantsmuseum, или BảoTàngChứngTíchChiếnTranh). Той самой войны, хорошо всем известной по голливудским боевикам. Первоначально оно называлось «Дом для показа военных преступлений американского империализма и марионеточного правительства южного Вьетнама». Позднее название изменилось на «Музей американских военных преступлений».
Музей, признаюсь, впечатляет. Я ведь не зря про «агент Оранж» сказал. Так называлась жуткая смесь дефолиантов и гербицидов, которой американские войска заливали джунгли, чтобы уничтожить так называемую «зелёнку» и обнажить партизанские позиции. На деле уничтожили экосистему, отравили воду и почву. А самое главное – живьём выжгли людей, обычных крестьян, и без того живших не ахти как здорово. «Агент» был сильнейшим канцерогеном и мутагеном, то есть вызывал онкозаболевания и генетические отклонения. Там до сих пор из-за этого рождаются дети, которые выглядят так, что без слёз смотреть невозможно. В музее можно было купить какие-то поделки, сделанные их руками или посмотреть на некоторых из них вживую, если хватит самообладания. У меня, например, хватало не всегда. До сих пор помню одного: он играл на пианино. У него не было глаз.
Были там и фото из печально известной Сонгми – деревни, где американские солдаты за несколько часов вырезали 504 человека, среди которых, как впоследствии выяснилось, не оказалось ни одного партизана. А лейтенант Келли, отдавший преступный приказ, отделался – внимание! – домашним арестом.
А ведь это всего лишь один из эпизодов! Да и сама война, которую мы привыкли называть «вьетнамской», в самом Вьетнаме зовётся «Второй войной сопротивления». Первая была с Францией. Так кого не помешало бы бойкотировать, если уж вы так против «мировых агрессоров»? Или вы за «двойные стандарты»?
Недавно услышал от кого-то, как один бывший знаменитый отечественный рок-музыкант сказал, что России необходимо запретить иметь ядерное оружие. Этот музыкант уже уехал в Америку, где, как он рассказывал, когда-то купил свои первые джинсы. Я спросил в ответ: а что, Россия хоть раз применила ядерное оружие? Что молчите? А теперь влезьте в сеть и нагуглите два слова - «Малыш» и «Толстяк» - а потом спросите вашего знаменитого музыканта, не хочет ли он случайно спеть песню «Японский журавлик»? Сдаётся мне, что не захочет он её петь.
Другая моя знакомая сказала, что хотела бы жить в Европе и согласна на «двойные стандарты». Я чуть было не спросил: почему? Но потом вспомнил: ах да, там же есть джинсы! Понимаю…