К 85-летию ГААТ «Кабардинка»
В этом году Государственный академический ансамбль танца «Кабардинка» отмечает 85-летний юбилей. В ходе подготовки календаря знаменательных дат на 2018 год в подборке газеты «Кабардино-Балкарская правда» за октябрь-декабрь 1968 года работниками Архивной службы КБР был выявлен цикл статей, посвящённых гастролям Государственного ансамбля танца Кабардино-Балкарской АССР «Кабардинка» по странам Магриба (Марокко, Алжир, Тунис и Ливия).
«…Алжирцам очень полюбились танцоры с далёкого Кавказа, – писали в одном из номеров. – Где бы они ни выступали – в Тлемсене или Оране, Сиди-бель-Аббесе, Маскаре или Тиарете – везде публика оказывала им горячий и радушный приём. Зрители, собравшиеся в зале Национального театра алжирской столицы, встречали горячими аплодисментами каждый номер, исполнявшийся артистами «Кабардинки». Особенно понравились зрителям народный танец «Голлу», исполненный мужской группой, массовые танцы «Удж-хешт», «Абзех», «Тёгерек-тепсеу», «Кабардинка». Под возгласы «бис», «браво» прошёл танец молодых девушек с гор в блестящем исполнении артистов ансамбля С. Келеушевой, Л. Нагудовой, Л. Жабоевой, Л. Карежевой и др. Дважды пришлось повторять танцорам задорный танец «Народные игры»…
Это были первые зарубежные гастроли ансамбля «Кабардинка» в качестве самостоятельного профессионального хореографического коллектива после реорганизации летом 1965 года Государственного ансамбля песни и танца Кабардино-Балкарии и создания вместо него двух – хорового и танцевального.
В 1967 году ансамбль уже стал лауреатом Всесоюзного юбилейного смотра музыкальных коллективов, посвящённого 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции во время Дней культуры и искусства РСФСР, но пока ещё только мечтал о поездках за рубеж для проверки своих творческих возможностей за пределами страны.
В управлении центра документации новейшей истории Архивной службы КБР бережно хранится фонд государственного и общественного деятеля республики К. Эфендиева, занимавшего в ту пору пост министра культуры КБАССР и участвовавшего в подготовке и проведении гастрольного тура «Кабардинки» по странам Северной Африки. Вот что он пишет в своих книгах «Браво, «Кабардинка!» и «Годы, события, люди»:
«В предмайские дни 1968 года Министерство культуры республики получило из Москвы предложение направить в октябре «Кабардинку» на двухмесячные гастроли в страны Магриба. Артисты ансамбля, его директор Е. Аронов, главный балетмейстер Г. Гальперин, балетмейстер М. Ульбашев, Министерство культуры республики сделали всё необходимое, чтобы тщательно подготовиться к поездке в средиземноморские страны Северной Африки».
«Рано утром 16 октября 1968 года артисты ансамбля, их родственники, руководители республики Т.К. Мальбахов, А.Н. Ахохов, М.А. Кульбаев, М.Х. Шекихачев собрались у Музыкального театра, прошли в зал. Все приготовились слушать большую напутственную речь. Но всего три минуты говорил с нами Тимбора Кубатиевич Мальбахов. Думаю, что он хотел подчеркнуть этим важность той миссии, с которой впервые отправлялась «Кабардинка» за пределы СССР. В тот же день она в полном составе была уже в Москве» ...
«До вылета из Москвы оставались сутки. Почти весь день 17 октября ансамбль находился в Министерстве культуры СССР. Здесь коллектив бегло ознакомили с историческими особенностями и нынешним состоянием четырёх стран Магриба. Во второй половине дня нас пригласили к министру культуры СССР. Просто и в то же время взволнованно Екатерина Алексеевна Фурцева говорила о целях нашей поездки за границу… В половине второго ночи 18 октября 1968 года самолёт Ил-18 с «Кабардинкой» на борту плавно оторвался от бетонки подмосковного аэродрома» …
Так делегация в составе 47 человек с артистами «Кабардинки», чей средний возраст был 29 лет, а самому младшему танцору только исполнилось 16, отправилась в дальнее путешествие с великой целью – обеспечить выход танцевального и музыкального искусства кабардинцев и балкарцев на мировую арену.
За дни пребывания в арабских странах «Кабардинка» в очередной раз доказала, что искусство всегда выше политики, корыстных устремлений и человеческого честолюбия. Гастроли «Кабардинки» имели огромное значение в расширении культурного сотрудничества Советского Союза с народами североафриканских стран, что высоко было оценено и их государственными деятелями, и обычными гражданами.
Из воспоминаний солистки ансамбля Зары Андулаховны Дзахмишевой (Куантовой): «Самое сильное впечатление оставило первое наше турне по странам Северной Африки. Особенно Марокко, где жители были одеты в диковинные национальные одежды, а женщины скрывали свои лица под чадрой. Перед выступлением нас предупредили, чтобы мы не рассчитывали на аплодисменты, так как в Марокко не принято таким образом выражать свой восторг и поощрять артистов. После того как мы сплясали первый танец и умолкла музыка, в зале на несколько секунд воцарилась полная тишина, а затем его своды завибрировали от топота и улюлюканья. Этот звук был похож на тот, что издают киношные индейцы в вестернах. Так марокканцы выражали своё одобрение. Мы это поняли и, ободрённые, продолжили концерт».
Артисты ансамбля проделали огромную работу: они выступали не только в столицах и крупных городах, но и в самых отдалённых уголках Марокко, Туниса, Алжира и Ливии. После выступлений знакомились с многочисленными фольклорными и танцевальными коллективами, делились опытом с товарищами по искусству.
Руководитель гастролей Николай Михайлович Алещенко вспоминал: «В ливийской столице Триполи мы воочию убедились в том, какую «цивилизацию» в качестве альтернативы предлагает арабам так называемый «свободный мир». В городе шли в основном американские фильмы, реклама которых пестрела изображениями полуобнажённых женщин, убивающих и убиваемых супергероев. «Если вы хотите отдохнуть наконец от приевшихся всем дешёвых кинокартин и шоу в ночных клубах, – писала одна из местных газет, – хотите увидеть настоящее искусство, отправляйтесь на концерт советского ансамбля «Кабардинка». Его можно смело отнести к числу лучших танцевальных коллективов».
Восторженно местной публикой были восприняты выступления молодого ансамбля в национальных костюмах, сшитых в мастерских Мариинского театра в Ленинграде по эскизам, соответствующим образцам, хранившимся в Эрмитаже.
«Не хватает слов для описания этого фантастического зрелища, – сообщала об одном из выступлений ансамбля марокканская газета «Вижи марокан», – это надо пережить самому вместе с артистами, которые заражают буквально каждого сидящего в зале своим неподдельным весельем. Народность и бережное отношение к древним национальным традициям отчётливо ощущаются во всех номерах программы».
«Кабардинка» – писал алжирский еженедельник «Альжери актуалите», – ансамбль, полный порыва и свежести, грации и молодости».
Тунисские газеты также дали высокую оценку танцевальному мастерству советских артистов.
«Тунисские зрители, – отмечала газета «Аксьон», – в Джендубе, Кефе, Кассерине, Гафсе, а также других губернаторствах будут бурно приветствовать каждое новое выступление, каждый новый номер программы концерта – изящного и красочного, соединившего в себе грацию и ловкость, силу, лирику и тонкий юмор».
Первыми эти гастроли стали и для Наталии Гасташевой – солистки-вокалистки ансамбля «Кабардинка». Газета «Ливийские времена» писала: «Как полная перемена народным танцам, от которых у нас захватывает дух, звучит великолепное пение Наталии Гасташевой. Русское совершенство её сопрано особенно видно, когда она поёт песню о двух ласточках».
Молодая певица подарила благодарным зрителям образ поэтической, вольнолюбивой прекрасной черкешенки. Алжир, Тунис, Марокко, Ливия – первый гастрольный маршрут, ставший поворотным в её судьбе. Фотографии, вырезки из газет и журналов, путеводители, буклеты, собранные Н.К. Гасташевой во время гастролей по Северной Африке, хранятся в управлении центра документации новейшей истории Архивной службы КБР в её личном архивном фонде.
Очень символичным стало то, что в первый ливийский документальный фильм «День Ливии», который был показан в конце 60-х годов первым открытым в Ливии национальным телецентром, вошёл рассказ о «Кабардинке».
Ровно пятьдесят лет назад артисты Государственного ансамбля танца Кабардино-Балкарской АССР «Кабардинка» совершили своего рода артистический подвиг. За два месяца гастрольной поездки в непривычных для наших артистов погодно-климатических условиях, зачастую на плохо оборудованных сценических площадках, мужественно перенося все испытания, они преодолели более семи тысяч километров, покорили 29 городов Марокко, Туниса, Алжира и Ливии, дали 52 концерта, на которых присутствовало около 30 тысяч человек, не считая сотен тысяч зрителей, получивших возможность познакомиться с искусством советских мастеров танца по телевидению. «Кабардинка» с честью выполнила свою задачу, и не только в артистическом отношении.
В своих воспоминаниях в завершение рассказа о первом зарубежном путешествии молодого интернационального коллектива К.К. Эфендиев писал:
«Время неудержимо. Оно стремительно уходит в будущее, непрерывно обращая настоящее в прошлое, нанизывая на нить истории одно событие за другим. Кто знает, возможно же, что люди, которые будут вносить в историю народов Кабардино-Балкарии события наших дней и лет, найдут нужным отнести несколько строк первому выходу большого отряда представителей искусства республики на театральные подмостки далёких от нас стран».
Воспоминания дополняет официальный документ, который мы тоже посчитали нужным обнародовать.
ПРИКАЗ МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ СССР
О гастролях Государственного ансамбля
танца Кабардино-Балкарской АССР «Кабардинка»
С 18 октября по 17 декабря 1968 года в Марокко, Алжире, Тунисе и Ливии состоялись гастроли Государственного ансамбля танца «Кабардинка» в составе 47 человек.
За этот период коллектив выступил в 29 городах и дал 52 концерта, на которых присутствовало более 30 тысяч зрителей. Все выступления прошли на высоком художественном уровне и получили положительную оценку прессы и общественности этих стран. Гастроли ансамбля имели большое политическое значение, способствовали дальнейшему укреплению культурных связей Советского Союза со странами Северной Африки.
Весь коллектив в сложных условиях гастролей проявил высокую ответственность, организованность и дисциплину.
ПРИКАЗЫВАЮ:
Объявить благодарность всем участникам гастролей ансамбля «Кабардинка» (далее следует список из 45 фамилий участников поездки – авт.)
Подпись – министр культуры СССР Е. Фурцева
На фото: Солистки «Кабардинки» танцуют кафу. Национальный театр Марокко. Октябрь 1968 г.
Встреча артистов ансамбля «Кабардинка» с экипажем крейсера «Грозный». г. Касабланка. Марокко. Октябрь 1968 г.
Наталия Гасташева
Учащиеся школы искусств в Алжире провожают артистов «Кабардинки». Ноябрь 1968 г.