«Несёт ли хоть какую-то ответственность рекламодатель за прорекламированную услугу, которую не в силах оказать в полном объёме?
Нина П., г. Нальчик».
Юрисконсульт Андрей Скопинцев обращает внимание читателей: должно быть чёткое представление о том, что понимается под рекламой. В соответствии со ст. 2 ФЗ «О рекламе» ею считается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределённого круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому лицу, товарам, идеям и способствовать их реализации.
Юрисконсульт подчёркивает, что возникновение для рекламодателей отрицательных последствий, связанных с отказом от предоставления прорекламированных услуг, могут последовать только в том случае, если реклама будет признана публичным предложением о заключении договора (публичная оферта). Для этого, поясняет Скопинцев, реклама обязана содержать все существенные условия договора, и из её содержания должна усматриваться воля рекламодателя заключить договор на указанных в ней условиях с любым и каждым, кто на неё отзовётся.
Юрисконсульт указывает, что существенными условиями договора о возмездном оказании услуг являются предмет договора, то есть конкретная услуга и её оплата. При отсутствии в рекламе данных условий она признаётся не публичной офертой, а приглашением делать оферты (направлять предложения о заключении договора).
Признание рекламы публичной офертой может повлечь для рекламодателя обязанность заключить договор с любым и каждым, кто к нему обратится. Договор в данном случае будет считаться заключённым с момента получения рекламодателем акцепта (т.е. ответа лица, которому было адресовано предложение – оферта, о её принятии).
Отрицательные последствия для рекламодателя выражаются в том, говорит Андрей Скопинцев, что изъявившие согласие о заключении договора вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, вызванных неисполнением договора. Нет договора об оказании прорекламированной услуги – нет и ответственного за её неоказание.