|
Проникновенная поэзия Лёли Хаупшевой
24 мая, 2019 - 05:10
В эти дни исполнилось 90 лет со дня рождения поэтессы, члена Союза писателей России Лёли Хаупшевой (Коцевой). Мать шестерых детей, женщина удивительной судьбы всецело посвятила себя семье и поэтическому творчеству. Недаром её называли «нежной музой Сармаково».
Лёля Камацевна родилась в мае 1929 года в селении Сармаково Зольского района. В 1943 году она окончила сельскую школу-семилетку. Позже работала звеньевой полеводческой бригады в колхозе, но эти годы Лёля, будучи очень скромной, даже не считала в своём рабочем стаже. Тогда, возглавив звено из четырнадцати человек, девушка сумела добиться отличных производственных успехов. А было ей всего шестнадцать лет. В 1946 году её назначают секретарём приёмной Нагорного райкома КПСС. Потом почти тридцать лет она работала в библиотеке парткабинета Зольского райкома КПСС. Здесь ей удалось накопить и систематизировать богатейший краеведческий материал, который и поныне используют в сельских школах района для патриотического воспитания молодёжи.
Лёля Камацевна всегда была искренне преданна земле, на которой родилась и выросла, той, которая наделила её душевным богатством, энергией и неравнодушным отношением к жизни окружающих людей. Она никогда не стыдилась своей принадлежности к крестьянству.
Поэтические строки она начала слагать, ещё будучи школьницей. Первые её стихотворения были опубликованы в сборнике «Молодые голоса» («МакъыщIэ») под редакцией Али Шогенцукова, который увидел свет в 1940 году.
Доброта и красота, любовь к Родине, судьба женщины-матери – главные темы творчества Лёли Хаупшевой. Она всегда была верна национальным традициям, вобрав в себя всё богатство этнического мироощущения и миросозерцания. Отсюда и искренность её чувств, пронзительный лиризм поэтических излияний, гражданственность патриота своей земли. По-особому проникновенно прозвучали в её поэзии рассказы о судьбах женщин-вдов. Примечательно, что у всех героинь имелись реальные прототипы – список потерявших на войне мужей Лёля составляла, обходя каждый двор в родном селе. Героини Лёли Камацевны – её современницы, сумевшие пронести через все жизненные испытания щедрость сердец и доброту души.
За всю долгую жизнь Лёля Хаупшева не пользовалась ничьим покровительством, кроме доброго напутствия Али Шогенцукова. Её авторский поэтический дебют – книга «Родник Жаналки» – состоялся только в 1962 году.
Последующие сборники поэтессы «Женское счастье» (1966), «Материнская ноша» (1973), «Дочь Отчизны» (1985) и сборник стихов для детей «Сад не спит» (1993) стали книгами, делающими честь их автору – они перекликаются со всеми поэтическими сборниками национальной кабардинской литературы. Тем не менее их отличает неповторимый свет обаяния прекрасной женщины. Лёля Хаупшева словно подсмотрела, подслушала голоса своих соплеменниц и сумела передать увиденное, услышанное правдивым и красивым слогом.
Лёля Камацевна активно сотрудничала с газетами «Адыгэ псалъэ», «Заман», печаталась на литературной странице «Советской молодёжи» на кабардинском языке «Псынэ», в «Зольских вестях», журналах «Ошхамахо», «Минги Тау».
В 1984 году Лёле Хаупшевой было присвоено звание «Заслуженный работник культуры КБАССР». Она награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а также рядом юбилейных медалей. Ей вручена Почётная грамота Президиума Верховного Совета республики.
Общественная работа, обязанности депутата Сармаковского совета народных депутатов и народного заседателя, члена товарищеского суда, председателя женсовета села требовали от Лёли Камацевны много сил и организаторских способностей. Но поэт с божьей искрой в сердце сумела ко всем своим делам приложить частицу светлой и тёплой души. Поэтесса ушла из жизни 6 января 2017 года.
22.12.2024 - 19:36 |
Свежий взгляд на театр, не разрушающий его сути, полная отдача на сцене и смелые эксперименты – актёры нынешнего поколения не боятся искать новые подходы к роли и необычные способы воплощения персонажа. Они оперируют своими эмоциями, живыми и искренними, и способны убедить зрителя в правдивости собственных переживаний на сцене. |
19.12.2024 - 13:32 |
На днях по сети заплясал список самых модных слов года, пробудивший к жизни старый как мир спор между современными «западниками» и «славянофилами» и укрепивший меня в столь же старой мысли о том, что гуманитарные знания ещё сильнее потеснены с занимаемых позиций на пути к бесславной кончине. Впрочем, так ли всё безнадёжно?
|
19.12.2024 - 13:31 |
В Белом зале Российской академии художеств в Москве чествовали заслуженного художника Российской Федерации, народного художника Кабардино-Балкарии Мухадина Исмаиловича Кишева, там же была открыта юбилейная выставка «Гимн красоте», приуроченная к 85-летию автора. В экспозиции представлено более тридцати работ мастера, созданные им не только в традиционных техниках, но и в новейших формах цифрового искусства.
|
17.12.2024 - 16:48 |
У одной из визитных карточек нашей республики – знаменательная дата. Тридцать лет назад Государственному ансамблю танца «Кабардинка» было присвоено почётное звание «академический» с переименованием в Государственный академический ансамбль танца «Кабардинка». |
16.12.2024 - 18:27 |
Имя писателя Саадулы Галиевича Канукова возвращается в литературу. В доме культуры с. Дыгулыбгей состоялась презентация его книги «Адэм и лъэужь» («По следам отца»). Роман в двух томах, вышедший в нальчикском издательстве М. и В. Котляровых, печатается впервые на основе сохранённой рукописи автора. |
|