Время бежит быстро – со скоростью 365 дней в году, и вот статистики уже готовятся к новой переписи населения, которая пройдёт в октябре 2020 года. Рекомендация Организации Объединённых Наций проводить перепись с периодичностью раз в десять лет в России закреплена законодательно.
Заместитель руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому округу Аурика Гаштова рассказала журналистам республиканских СМИ о некоторых особенностях очень важной кампании государственного масштаба.
Зачем?
– Один из часто задаваемых вопросов – зачем проводить перепись, если есть множество разнообразных баз данных, содержащих информацию практически о каждом жителе страны: это базы учреждений образования, здравоохранения, правоохранительных органов и так далее.
В 2016 году Росстатом по поручению Правительства Российской Федерации была проведена инвентаризация всех имеющихся административных баз данных о населении. Результаты показали, что все они имеют определённую ограниченность или дублирование накапливаемых сведений. Поскольку базы данных разрознены (в них содержится информация по тому или иному региону, ведомству), в настоящее время альтернативы переписи населения нет.
К примеру, на основе имеющихся регистров невозможно собрать данные о семьях и домохозяйствах: часто (особенно в городах) супруги и другие члены домохозяйства зарегистрированы по разным адресам. Например, супруг может быть зарегистрирован по адресу своих родителей, а проживать с семьёй в квартире супруги.
В отличие от ведомственных баз данных в ходе переписи населения жители страны учитываются по месту их фактического проживания. Перепись учитывает не только каждого человека, но и домохозяйства и их жилищные условия. Перепись фиксирует характеристики респондентов по их самоопределению, не требуя документальных доказательств, что считается наиболее объективной информацией.
Перепись населения – это самая большая статистическая работа, потому что в неё вовлечены все жители страны: все мы являемся респондентами.
В чём уникальность
Всероссийская перепись населения 2020 года будет в некотором роде уникальной благодаря сочетанию традиционного способа (переписчик задаёт вопросы, респондент отвечает, и переписчик заносит эти ответы в переписной лист) и новых методов и технологий, которые были опробованы в 2018 году. Тогда в отдельных муниципальных районах десяти субъектов Российской Федерации проводилась пробная перепись населения. В Кабардино-Балкарии она проходила в Эльбрусском районе.
Впрочем, и традиционный способ – с участием переписчика – в этот раз имеет особенность, так как переписчик будет заносить полученные данные посредством электронного планшета. Зарегистрированные на портале госуслуг смогут ответить на вопросы без участия переписчика, заполнив на специальном сервисе шаблоны не только на себя, но и на членов своей семьи.
Для упрощения прохождения переписи через интернет предполагается автоматический ввод некоторых стартовых сведений о человеке: имя, фамилия, дата рождения, пол, возраст, место жительства. Других необходимых сведений в используемых базах данных нет.
Отличие переписи населения от любых других регистров состоит в том, что здесь гражданин сам отвечает на вопросы: кем он считает себя по национальности, как оценивает своё знание родного языка и так далее. Практика свидетельствует о том, что это наиболее эффективный способ – получение информации без искажения, «из первых рук», когда человек рассказывает о себе без посредников. Надеюсь, что жители Кабардино-Балкарии не подведут – отнесутся к участию в переписи ответственно и ответят на все вопросы анкеты.
Учёт и контроль
Контроль работы переписчика, заполняющего анкету в электронной версии, будет осуществляться в режиме онлайн из ситуацинного центра Росстата. Система геолокации позволяет отслеживать, вышел ли переписчик на маршрут или заполняет анкету, не выходя из своего дома. Правда, таких казусов у нас не бывает, но ещё один способ контроля не помешает.
Информация с планшета будет напрямую транслироваться в единую базу данных, и ход переписи в любом субъекте, в любом населённом пункте Российской Федерации планируется постоянно отслеживать. Поэтому предстоящая перепись в этом смысле явление совершенно уникальное.
Рационально
Перепись населения – это сложное, финансово ёмкое мероприятие. В 2020 году государство готово потратить на него порядка 50 миллиардов рублей, что более чем в три раза превышает сумму, израсходованную на кампанию в 2010-м.
Удорожание в первую очередь связано с использованием новых технологий – потребуется закупка около двух тысяч планшетов. Поскольку в дальнейшем для деятельности работников статистической службы такое количество мобильных устройств не требуется, решено передать их в министерства образования, здравоохранения и другие.
Разработка программного обеспечения – тоже дорогостоящее мероприятие. Кроме того, будет повышена оплата труда переписчиков, работа у которых довольно тяжёлая: надо побывать в каждом доме, общаться с людьми, находящимися в любом настроении и состоянии, иногда нужно уговаривать ответить на вопросы. Переписчик может попасть и в неприятную ситуацию – эта работа сопряжена с некоторым риском.
От того, как переписчик найдёт общий язык с населением, установит контакт с домохозяйством, зависит качество информации, которую он получит. Поэтому государство повысило оплату труда переписчиков: если в 2010 году они получил за работу по 5,5 тыс. рублей, то в 2020 году получат по 16 тыс. рублей за месяц. Наверное, за такой кропотливый и ответственный труд это небольшие деньги, потому что работа с людьми очень сложна.
Приступили 1 сентября
Проведению переписи, как правило, предшествует очень большая подготовительная работа. Есть первоочередные задачи, которые в 2019 году решают статистики: уточнение границ населённых пунктов, перечня муниципальных образований, затем составление списков домов. Актуализация картографического материала – очень важный этап подготовительных мероприятий, позволяющий создать условия для работы переписчиков в октябре 2020 года.
В чём заключается работа, которую сейчас выполняют штатные работники статистической службы и привлечённый персонал? Все населённые пункты поделены на так называемые регистраторские участки – по 600 домов в каждом независимо от того, индивидуальные это домовладения или многоквартирные дома.
Регистраторы – это временный персонал, его привлекаем специально для проведения предварительной работы, к которой 245 человек приступили 1 сентября. Каждый получил фрагмент схематического плана населённого пункта или план небольшого населённого пункта, а также перечень домов на этом участке. Задача регистратора – совершить обход, определить на местности, совпадают ли имеющиеся данные с реальным положением дел. Регистратор должен отметить на плане любые изменения, которые он обнаружит. Допустим, на месте указанного дома окажется полуразрушенное строение, непригодное для проживания, и там, естественно, никто не живёт.
Если дом находится в стадии строительства, нет гарантии, что в октябре 2020 года там уже не будет жильцов. Поэтому такой объект тоже должен быть учтён.
Когда в 2020 году на участок придёт переписчик, для него не должно быть сюрпризов – для уточнения сведений, не относящихся к переписной анкете, времени не останется.
О номерах, двойниках и дублёрах
Наряду с уточнением карт и списков домов задачей регистраторов является проверка адресного хозяйства. Наведение порядка в этой сфере – одно из самых проблематичных и незавершённых дел муниципальных служб. На каждом угловом доме должен висеть аншлаг с названием улицы, на каждом доме – табличка с номером дома.
Содержание в порядке адресного хозяйства на всей территории муниципального образования и обеспечение наличия аншлагов во всех без исключения населённых пунктах в соответствии с федеральным законом должно обеспечиваться органами местной муниципальной власти. Причём поддерживать порядок в этом хозяйстве требуется всегда, а не только в преддверии переписи, поскольку от этого зависит оперативность работы многих жизнеобеспечивающих служб: почтовой, противопожарной, скорой помощи и других.
Имеющийся у нас список адресов был сопоставлен с федеральной информационной адресной системой (ФИАС), к которой «привязан» портал госуслуг. В результате обнаружено много неточностей, к примеру, немало «двойников». Дом, расположенный на пересечении улиц, иногда числится на обеих улицах. Обнаружено и дублирование улиц. Так, в столице Кабардино-Балкарии улица, которая носит имя директора завода полупроводниковых приборов, почётного работника электронной промышленности СССР Николая Шогенова, находится в микрорайоне Вольный Аул, который ФИАС почему-то до сих пор считает отдельным населённым пунктом, несмотря на то, что пригородный аул вошёл в состав Нальчика ещё в 1972 году. В силу такого казуса улица Шогенова числится в ФИАС дважды – и в Нальчике, и в Вольном Ауле.
Все возникающие проблемы мы будем обсуждать на заседаниях правительственной комиссии, созданной для координации деятельности исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года. Возглавляет комиссию первый заместитель Председателя Правительства КБР Мурат Керефов.
Главам администраций городов и районов республики необходимо принять меры для упорядочения адресного хозяйства. Если скажу, что оно находится в неудовлетворительном состоянии во всех населённых пунктах, то, наверное, не погрешу против истины. Это всеобщая проблема, связанная с тем, что финансирование таких мероприятий ведётся по остаточному принципу.
Складывается впечатление, что упорядочением адресного хозяйства администрации населённых пунктов занимаются только накануне очередной переписи. Так, синие таблички с белыми цифрами, которые нам кажутся вполне симпатичными, были изготовлены администрацией г.о. Нальчик в период подготовки к переписи 2002 года. Эти таблички до сих пор висят, но жизнь продолжается, дома сносят, строят, улицы переименовывают – это процесс постоянный, и отслеживать изменения необходимо регулярно.
Мы будем ставить вопрос, чтобы к 1 июля 2020 года адресное хозяйство в республике было упорядочено.