Документальное кино – это не скучно

Сочи, Сухуми, Махачкала, Черкесск, а теперь и Нальчик встречает участников открытого Северо-Кавказского кинофестиваля «Кунаки».
Привести «Кунаков» в нашу республику мечтала основатель фестиваля Сулиета Кусова-Чухо, которую очень многое связывало с Кабардино-Балкарией. С 5 по 9 октября столица КБР станет центром российской и международной кинодокументалистики. Авторы и режиссёры из регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья представят 57 фильмов и телепрограмм. О том, сколько всего интересного ждет любителей неигрового кино, рассказал директор фестиваля Ильяс Богатырёв.
– 57 документальных фильмов и телепрограмм отобрано в шорт-лист. Они и будут бороться за победу в пяти номинациях и гран-при фестиваля. А сколько работ было изначально?
– На самом деле членам жюри в этом году пришлось нелегко. На конкурс было заявлено рекордное количество работ — 368. Из них отборочная комиссия выбрала лучшие, три представлены авторами из Кабардино-Балкарии. Кроме этого, вне конкурса мы покажем фильмы «Невиновен» (режиссёр Андзор Емкуж) и «Минги Тау» Магомеда Кумыкова.
– Какова география представленных в этом году работ?
– Так сложилось, что в России есть три самые сильные школы документального кино: московская, питерская и екатеринбургская. Поэтому много работ из этих регионов. Но в последнее время всё чаще случается так, что небольшая региональная российская телекомпания присылает на конкурс картину с совершенно неожиданным ракурсом. И это всегда радует. Хочется, чтобы фестиваль стал площадкой не только для «рафинированных» профессионалов. Наша задача – привести на фестиваль как можно больше режиссёров и тележурналистов, привлечь как можно больше людей из регионов, из ближнего и дальнего зарубежья, чтобы это на самом деле была большая кунацкая, чтобы люди знакомились, общались. Часто на фестивале рождаются не только личные дружеские отношения, но и творческие союзы с очень интересным итогом работы. Например, после фестиваля в Сухуме четверо участников вернулись в Абхазию снимать кино.
– И это уже играет на руку региону – хозяину фестиваля?
– Конечно. Наши участники – авторы и режиссёры со своей аудиторией в своих городах и странах. И когда они увозят с фестиваля положительные эмоции и впечатления, это важно для региона. Тем более что многие на Северном Кавказе до сих пор не бывали. И мы стараемся проявить лучшие традиции кавказского гостеприимства, чтобы и этой цели добиться тоже.
– О чем снимают сейчас документальные фильмы?
– Вы знаете, проекты всегда на самые разные, порой неожиданные темы. Весёлые и грустные, лёгкие и остросюжетные. Тематика со временем, конечно, меняется. Несколько лет назад много снимали на тему культуры и искусства. Сейчас чаще стали снимать на тему взаимоотношений семьи и общества, связи былого и грядущего.
В истории часто бывают сложные периоды, когда люди не могут понять, что происходит с ними и окружающим их миром. Требуется какое-то время, чтобы стали ясны истоки, логика развития и результаты происходящих событий, их связь и взаимное влияние. Обращаясь к темам прошлого, общество пытается найти ответы на вопросы о том, что происходит с ним сегодня. Именно эта тема наших авторов и режиссёров волнует больше других на сегодняшний день.
Тема семьи и общества, человеческих взаимоотношений также в последнее время, и особенно в этом году, стала сильно волновать наших коллег. Интересные работы на эту тему привезли на конкурс из Беларуси.
– Каких ещё целей вы хотите добиться, помимо создания большой кунацкой для людей, посвятивших себя кинодокументалистике?
– Мы хотим, чтобы наш фестиваль стал заметным культурно-просветительским мероприятием, чтобы его запомнили, чтобы поняли, что документальное кино – это не скучно. Возможно, это кино для зрителей с особым вкусом. Но не надо забывать, что оно снято в реальной жизни, без сценария и актёров. Порой оно бывает гораздо более убедительным, гораздо более острым сюжетно, чем кино игровое. И именно такие картины мы постарались отобрать для нынешнего, тринадцатого по счёту фестиваля. Просмотры фильмов будут проходить ежедневно в Государственном концертном зале, вход свободный. Мы постарались составить программу показов так, чтобы зритель эмоционально, если образно выражаться, почувствовал себя на «американских горках». Я думаю, тем, кто придёт, будет интересно.

Беседовала Залина СУАНОВА

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

13.04.2024 - 20:11

Монолог на чистом черкесском

Спектакль «Зверь» породил технических вопросов, пожалуй, больше, чем прочие. Во-первых, он тяжёл для исполнителей ролей чисто физически, потому что надо очень долго изображать людей, покалеченных ядерным апокалипсисом.

09.04.2024 - 15:25

Писатели-юбиляры апреля

1 апреля исполнилось 215 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя.

09.04.2024 - 14:32

Неласковый, не нежный «Зверь»

Спектакль «Зверь» пермского театра «У моста» оставил нальчикского зрителя совершенно измочаленным морально. Как всегда, для его же, зрителя, пользы.

09.04.2024 - 14:00

Возможность творчества – для каждого ребёнка

Выставку работ ребят, которые занимаются в школе живописи и дизайна «Алира», смогли посетить в минувшее воскресенье жители гости столицы Кабардино-Балкарии. На нальчикском «Арбате» были представлены произведения по всем направлениям деятельности этой организации – живопись, графика, песочная анимация, декоративно-прикладное творчество… Посетители увидели множество рисунков, поделок, украшений, игрушек, выполненных из разных материалов и в различных техниках, смогли принять участие в мастер-классах.

07.04.2024 - 21:44

Не согнёмся «Авось»!

Пермский театр «У моста», похоже, в каждый свой приезд повышает планку для нальчикского зрителя: от визита к визиту спектакли становились всё сложнее, к третьему разу добравшись до такого невиданного для столицы КБР жанра, как рок-опера. Ну, а говоря «рок-опера», мы подразумеваем «Юнону и Авось».