«…Путём прикрепления грамотных к неграмотным»

«Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, - такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России», с горечью писал В.И. Ленин. Вот почему коммунистическая партия и Советское правительство с первых дней победы Великого Октября выдвинули лозунг: ликвидировать неграмотность, приобщить широкие народные массы к образованию, создать трудовую интеллигенцию.
Ещё 26 декабря 1919 года В.И. Ленин подписал декрет Совнаркома «О ликвидации безграмотности населения РСФСР». В нём говорилось, что всё население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языках по желанию.
Значительных успехов добивались трудящиеся Кабардино-Балкарии в области просвещения и культуры. Специальная комиссия по ликвидации неграмотности привлекала к борьбе за просвещение масс культурные силы области. В Нальчике, округах и селениях создавались школы, кружки, пункты ликбеза. В 1924 году было организовано общество «Долой неграмотность» (ОДН),  ячейки которого работали при всех исполкомах сельских советов. К 1 января 1924 года в Кабардино-Балкарии насчитывалось  78  школ для взрослых, 159 учителей обучали около пяти тысяч человек,  в  том числе более тысячи женщин.         
С 15 октября 1924 года началась ликвидация неграмотности, охватывающая всё больше и больше неграмотного населения. В Архивной службе КБР хранится инструктивное письмо,  направленное заведующим пунктам ликвидации неграмотности  и  школам малограмотных Кабардино-Балкарской автономной области.
 «…Для внесения планомерности и для более успешной работы учительства на местах  по  ликвидации неграмотности  Облграмчека считает нужным дать директивы,  которые нужно провести в течение двухнедельника…»
- Проведение двухнедельника по ликвидации неграмотности;
- организация группового и индивидуального обучения;
- о ликвидации неграмотности и борьба с рецидивом;
- о мерах привлечения неграмотных на ликпункты;
- о новых методах преподавания и их пропаганда;
- об отчётности самоуправления и обеспечении нормальной работы по ликвидации неграмотности.
 «…7-го ноября 1924 г. по Области начался двухнедельник по ликвидации неграмотности,  продлённый постановлением Пленума Облграмчека  до  7-го декабря.  Двухнедельник проводился по лозунгам выполнения завета Ильича: «К 10-летию Октября – ни одного неграмотного». В течение двухнедельника необходимо было закончить учёт неграмотных, распределить их по ликпунктам, школам и кружкам малограмотных. Открыть работу ликпункта, организовать уголок лик-неграмотности в избах-читальнях, организовать ячейку общества «Долой неграмотность».  Устраивались широкие собрания,  агитационные вечера и проводилось шефство со стороны кооперативов и Комитетов Взаимопомощи над Ликпунктами  и  школами малограмотных. Организовать сборы материальных средств. Организовать индивидуальное  и  групповое обучение путём прикрепления грамотных к неграмотным.
Организация, форма построения системы индивидуального и группового обучения заключались  в  следующем: весь округ разбивался на участки радиусом не выше пяти вёрст. В центре радиуса находился основной ликпункт,  его заведующий являлся руководителем всей работы  по  ликвидации неграмотности данного участка.  Агитация за индивидуальное  и  групповое обучение должна была идти путём индивидуальных бесед с неграмотными, организации вечеров, посвящённых агитации  за  обучение неграмотных, чтения докладов о ликвидации неграмотности на заседаниях сельсоветов, сходах. Особенно необходимо было вовлекать в индивидуальное и групповое обучение неграмотных местных женщин –  через учительницу. Учитель должен был обучать по материалам политического  и  бытового характера, пользуясь букварями «Наша сила – наша нива», «Долой неграмотность».
В основе работы по вовлечению неграмотного населения в ликпункты лежал принцип добровольного посещения.  Для достижения данной цели и пропаганды идеи ликвидации неграмотности необходимо было самое широкое и планомерное использование всех возможных агитационных средств: инсценировок, агитсудов, вечеров агитации за грамоту, торжественных выпусков, широкой гласности работы через публичные отчёты, докладов о достижениях на сходах, собраниях, конференциях в прессе. В агитработу вовлекали учащихся и обучившихся, лучших агитаторов за грамоту, членов РКП(б), РЛКСМ и членов общества «Долой неграмотность».
В течение четырёхмесячного срока обучения на ликпунктах  обучающимся необходимо было дать следующие знания: научить их читать ясный печатный и письменный шрифт, делать краткие записи, необходимые в обыденной жизни и служебных делах. Обучающиеся должны были уметь прочесть и записать целые и дробные числа, проценты, разобраться в них и диаграммах, иметь понятие о четырёх действиях арифметики, а также уметь разбираться в основах строительства Советской власти, значении Советов, Красной Армии.
Ликвидация неграмотности на массовых ликпунктах производилась ежедневно, кроме дней отдыха, на родном языке с 17.00 до 18.00 часов вечера, на русском языке с 18.00 до 19.00 часов.
Важную роль в ликвидации неграмотности и малограмотности населения сыграли культпоходы и шефское движение рабочих. Так, например, в мае-июне 1930 года 580 курсантов Ленинского учебного городка совершили культпоходы в селения Урванского, Нальчикского и Баксанского округов. В 1930-1931 годах в культпоходах участвовало около шести тысяч культармейцев, 650 организаторов, 900 политчитчиков и 130 методистов-организаторов.
По итогам 1929-1930 годов Кабардино-Балкарская автономная область по ликвидации неграмотности и малограмотности заняла первое место в Северо-Кавказском крае. О дальнейшем неуклонном росте грамотности свидетельствуют следующие данные: в 1931 году в Кабардино-Балкарии в пунктах ликбеза было обучено 50320 человек, в том числе 19980 женщин. Таким образом, к концу 1931 года уровень грамотности населения Кабардино-Балкарии достиг 70 процентов против 14 процентов в 1926 году.
Общество «Долой неграмотность» стало одним из самых массовых и популярных по всей стране. Были созданы местные отделения этого общества, которые обратились к населению с призывом: «Все на борьбу с неграмотностью». Не боясь преувеличения, можно сказать, что вся страна села за книги. Учились все от мала до велика.

 

Анжела ШОНДИРОВА, Архивная служба КБР
Поделиться:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

25.03.2020 - 08:28

Книги, которые помогут отвлечься

Так уж вышло, что 2020 год нас пока не особенно радует – мы постоянно получаем информацию, которая способна вызвать чувство тревоги.
И, конечно же, всем нам хочется немного отвлечься и подумать о чём-то приятном.

20.03.2020 - 08:37

Магия поэтического слова

Поэтическое слово в литературе Кабардино-Балкарии играет очень важную роль, представляя собой сплав классических традиций силлабо-тонического стихосложения и элементов, присущих богатому и разнообразному устному народному творчеству.

18.03.2020 - 08:31

Археологические находки можно посмотреть в «Виртуале»

В Кабардино-Балкарском научном центре РАН внедрён проект «Виртуальный музей», позволяющий ознакомиться с археологическими находками в цифровом формате.

18.03.2020 - 08:16

В Баксане отметили День черкесской письменности «Бзэр лъэпкъым и псэщ»

На праздничном концерте в доме культуры присутствовали сотрудники местной администрации г. Баксана, руководители и учащиеся образовательных учреждений округа, представители общественных организаций, СМИ.

18.03.2020 - 08:14

Премьера в «Портале»

Проект «Портал» не устаёт радовать своих поклонников интересными исполнителями и смелыми экспериментами. В этот раз несколько музыкантов, представляющих самые разные музыкальные направления, объединились для того, чтобы исполнить знаменитое произведение американского композитора Терри Райли «In C».