Читая «Нарты»

Последняя работа доктора филологических наук, бывшего заведующего отделом фольклора Института гуманитарных исследований Хамида  Малкондуева - монография  «Карачаево-балкарский эпос. Теория. Историзм. Самобытность». Это одно из значимых исследований. 
К достоинствам работы относится рассмотрение слабо изученных аспектов истории карачаево-балкарского эпоса «Нарты» вкупе с вопросами национально-генетических истоков, историзма и самобытности данной национальной версии нартского эпоса. Автор в качестве доказательной базы привлекает оригинальные тексты, опираясь на тюркские рунические памятники VI-IX веков и северокавказские тексты из богатырского эпоса.
X. Малкондуев особое внимание при этом уделяет скрупулёзному анализу научно-теоретической литературы по карачаево-балкарскому нартоведению. Им привлечён обширный материал, имеющий практическое значение для исследователей. Монографию Хамид Хашимович открывает развёрнутым введением: «в XX веке произведён значительный сдвиг в исследовании разных национальных версий нартиады. Здесь следует особо выделить работы осетинских, абхазских и адыгских учёных. Темпы набирают в этом вопросе чеченские и ингушские учёные». Учёный отдаёт должное и работам предыдущих нартоведов, а также современных молодых исследователей. Плеяда начинается с имён С. Шахмурзаева, А. Холаева, А. Бозиева, А. Соттаева, С. Отарова, А. Ульбашева, продолжена именами А. Теппеева, Т. Хаджиевой, Р. Отаровой, А. Рахаева, Т. Биттировой, М. Джуртубаева, Л. Гергоковой, Ф. Этезовой.
Нет сомнений в том, что монография даст хороший стимул не только для пополнения знаний по теме нартиады, но и дальнейшего её развития, памятуя о том, что пласт народного словотворчества настолько значим и богат, что исследование его всегда будет ждать новых пытливых учёных.
В научной работе X. Малкондуева можно познакомиться с главами: карачаево-балкарское нартоведение; обзорно-аналитическая хроника; историзм и генетические истоки и традиции карачаево-балкарского нартского эпоса; к вопросу древнего этнического ядра кавказского народного эпоса «Нарты», генетическая общность и типология сюжетов карачаево-балкарского героического эпоса в системе кавказской нартиады; общие исходные черты карачаево-балкарского эпоса «Нарты» и древнетюркских эпических памятников; особенности тюрко-монгольских архаических мотивов в карачаево-балкарском нартском эпосе (на примере эпоса калмыков «Джангар»); самобытность карачаево-балкарского эпоса в системе кавказской нартиады; художественное пространство и время в карачаево-балкарском нартском эпосе.
В приложении автор даёт материалы, напрямую относящиеся к теме монографии: А. Рахаев «О музыке нартского эпоса Балкарии и Карачая»; Болат-Хымыч и Ануар-хан; карта-схема перемещения древних индоевропейских диалектов.
Монография X. Малкондуева – ещё один серьёзный вклад в изучение карачаево-балкарского эпоса.

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

28.11.2024 - 14:39

Лепс

Этот артист выступал в Нальчике дважды. Впервые он приехал сюда в 2009 году, на 285-летие столицы Кабардино-Балкарии.  В честь праздника вход на его концерт был бесплатным.  

28.11.2024 - 13:34

«Галерея несносных»

Внутренний монолог Что интересно: именно ноябрь, как никакой другой месяц, богат на книжные даты, подарившие нам авторов, чьи герои с точки зрения педагогики вызывали, мягко говоря, сомнения и вопросы. 

27.11.2024 - 16:31

Бунтарь русской поэзии

Смелый полуторачасовой эксперимент провёл для своих поклонников актёр Балкарского государственного драматического театра им. К. Кулиева Марат Джаппуев – на сцене Музыкального театра состоялся моноспектакль «Маяковский». 

26.11.2024 - 16:17

Руслан Мазлоев - член-корреспондент Российской академии художеств

В Российской академии художеств состоялось 585-е общее собрание, в работе которого принял участие председатель комитета Парламента КБР по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Заурбек Кумалов.

26.11.2024 - 15:59

В гостях у русской сказки

В 14-й гимназии Нальчика прошла театрализованная постановка для детей «В гостях у русской сказки». Своё сценическое воплощение спектакль получил благодаря грантовой поддержке Министерства по делам национальностей и общественным проектам КБР. Руководителем и автором проекта является директор КБРОО «КУЛЬТУРА.РУ» Зита Кабулова.