Одним из важнейших направлений деятельности Правительства КБР является обеспечение оптимального управления государственным имуществом, которое включает в себя несколько основных направлений: обеспечение плановых назначений по объёму неналоговых доходов республиканского бюджета от управления государственной собственностью и приватизации государственного имущества, организация эффективного функционирования хозяйственных обществ с государственным участием, рациональное и эффективное использование земельных ресурсов с максимальным вовлечением земельных участков сельскохозяйственного назначения в аренду и иной хозяйственный оборот. Об основных показателях этой деятельности рассказывает министр земельных и имущественных отношений КБР Аслан Тохов.
– Аслан Долатиевич, какие доходы получает бюджет республики от управления госимуществом?
– Следует сказать, что объёмы доходов от приватизации и использования государственного имущества за период 2020-2021 гг. значительно возросли и практически достигли уровня 500 млн рублей (фактические поступления составили 497,2 млн рублей, в том числе в 2020 году – 250,1 млн рублей, в 2021 – 247,1 млн рублей). При этом за 2018-2019 гг. размер этих доходов в совокупности не превышал 190 млн рублей, из которых в 2018 году поступило 96,3 млн рублей, в 2019 году – 93,6 млн рублей.
Для эффективного управления государственным имуществом в 2020-2021 гг. были приняты значимые и важные решения, направленные на восстановление и дальнейшее поступательное развитие курортно-рекреационной территории курорта федерального значения «Нальчик».
После проведения публичных процедур были реализованы функционально бесперспективные, заброшенные и находящиеся в технически неудовлетворительном состоянии объекты санаторно-курортного комплекса, расположенные в курортной зоне Долинск, в том числе объекты недвижимости бывших санаториев «Нарзан», «Нартан», доля в уставном капитале ООО «Санаторий «Терек», бывшее здание гидрогеологической станции.
Привлечение потенциальных инвесторов в эту сферу позволяет рассчитывать на существенные объёмы предполагаемых внебюджетных инвестиций в развитие этих территорий: размер частных инвестиций на основе имеющихся проектов составляет от полутора до двух миллиардов рублей. Благодаря строительству новых, современных объектов курортной отрасли обеспечивается повышение инвестиционной привлекательности региона, формируются благоприятные условия для развития курортной инфраструктуры, субъектов малого и среднего предпринимательства. Это повлечёт за собой создание новых рабочих мест и увеличение поступлений налоговых платежей в бюджеты различных уровней.
Со своей стороны республиканские органы исполнительной власти примут все необходимые меры для оказания всестороннего содействия в реализации этих проектов.
В результате приватизации двух объектов, расположенных в черте городского округа Нальчик (бывшее здание полиграфического комбината, бывшее здание кинотеатра «Родина»), также планируется создание частных объектов гостиничного и торгово-развлекательного назначения, предусматривающих инвестиционные вложения более 1 млрд рублей.
– А как работают оставшиеся в собственности государства объекты курортного комплекса?
– В структуре государственной собственности сохранены и успешно функционируют с периодическим обновлением и модернизацией материально-технической базы такие санатории, как «АО «Курорт Нальчик», ООО «Санаторий «Грушевая роща», ООО «Санаторий «Горный родник», ООО «Санаторий «Маяк». Принимаются необходимые меры по восстановлению деятельности санатория «Ореховая роща». Обеспечено полное погашение задолженности по налогам и кредитам ООО «Санаторий им. Б.Э. Калмыкова», ООО «Санаторий «Дружба». Совместно с заинтересованными ведомствами проводится скрупулёзная работа по прекращению дела о несостоятельности (банкротстве) в отношении АО «Эльбрустурист».
Пакет акций АО «Курорт Эльбрус» передан в собственность Российской Федерации и находится в управлении АО «Кавказ РФ». Общий объём инвестиций в развитие ВТРК «Эльбрус» в Кабардино-Балкарской Республике до 2024 года составит 14 млрд рублей.
Все эти меры направлены на качественное и эффективное использование уникального природно-климатического потенциала Кабардино-Балкарии, создание условий для формирования и продвижения конкурентоспособного туристского продукта, а также увеличения доступности услуг туризма, отдыха и оздоровления граждан, что придаст дополнительный импульс развитию туризма на территории Кабардино-Балкарии.
Также хотелось бы подчеркнуть значительный рост дивидендов. В результате принятых Минимуществом КБР мер по эффективному управлению акционерными обществами, акции которых принадлежат Кабардино-Балкарской Республике, в 2022 году по итогам деятельности обществ за 2021 год общий объём начисленных дивидендов по государственным пакетам акций составил 29,4 млн руб., что в 4,3 раза, или на 22,5 млн руб. превышает фактические поступления по дивидендам 2020 года.
– Кабардино-Балкария – аграрная республика. Насколько эффективно используются земельные ресурсы республики?
– Необходимо отметить, что в вопросах управления земельными ресурсами, находящимися в собственности Кабардино-Балкарской Республики, за последние два года достигнуты высокие показатели как по вовлечению в экономический оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения, так и по повышению доходов от их использования.
В республиканской собственности находится 151,1 тыс. га земельных участков сельскохозяйственного назначения, в том числе
13,6 тыс. га пахотных угодий, 136,8 тыс. га – пастбищных и сенокосных угодий. 100 процентов пашни находится в аренде у сельхозтоваропроизводителей. Пастбища в настоящее время используются на 75 процентов, тогда как ещё два года назад было задействовано лишь 45 процентов от общей площади земельных участков отгонного животноводства.
Доходы от использования указанных земельных ресурсов при плане на 2019 год в сумме 22,5 млн рублей были запланированы на 2021 год в объёме 46,3 млн рублей – с увеличением более чем в два раза. При этом фактические поступления за 2021 год составили 54,6 млн рублей. Темп роста показателя по сравнению с итогами 2020 года – 139,3%.
За первое полугодие текущего года обеспечено поступление арендных платежей за землю сельхозназначения в сумме почти 30 млн руб. при плане 24,8 млн руб.
Достижение этих показателей стало возможным в результате заключения 215 новых договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью 56,9 тыс. га, а также иных мер, направленных на эффективное управление земельными ресурсами, в том числе связанных с усилением в 2021 году государственной структуры управления отгонными пастбищами.
В целях сохранения и эффективного использования нашего уникального природного богатства – летних отгонных пастбищ – в ближайшее время планируется восстановление инфраструктуры данной местности. В первую очередь это дорожное сообщение, водоснабжение, электроснабжение, связь. Это позволит в полной мере использовать пастбищные угодья для развития отрасли животноводства и сопутствующих направлений сельскохозяйственного производства.
– В последние годы активизировалась деятельность по передаче земельных участков из федеральной в муниципальную собственность. Что делается в этом направлении?
– Это одно из важных направлений, в котором задействовано Минимущество КБР, имеющее целью решение вопросов обеспеченности землёй жителей поселений, занимающихся сельским хозяйством. Успешное решение этих вопросов возможно только при полном взаимодействии муниципалитета и государственных органов. Порядок передачи регулируется главой V Земельного кодекса Российской Федерации, которой установлены основания безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации. Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, подлежат безвозмездной передаче по заявлению, направляемому главой муниципального образования в собственность поселений, городских округов при наличии утверждённых генеральных планов и правил землепользования и застройки высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) – в собственность субъектов Российской Федерации, если такие земельные участки в соответствии с утверждёнными документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, проектами планировки и межевания территории предназначены для размещения объектов регионального значения.
Для исполнения этих норм главы муниципальных образований направляют обращения с приложением необходимых документов в адрес ТУ Росимущества в КБР.
При содействии Минимущества КБР в 2019-2021 гг. в собственность поселений Баксанского, Майского, Прохладненского и Чегемского муниципальных районов передано более 7000 га, в том числе в 2019 году – 3743,4 га, в 2020 году – 3623,1 га, в 2021 году – 351,9 га.
Так, по итогам рабочей встречи Главы КБР Казбека Кокова с руководителем Федерального агентства по управлению госимуществом Вадимом Яковенко и последующего активного взаимодействия заинтересованных ведомств стало возможным принятие распоряжения от 30.06.2022 №07-80-Р о безвозмездной передаче земельных участков из федеральной в муниципальную собственность сельского поселения Совхозное Зольского муниципального района. Их общая площадь составляет 2350 га, большая часть из которых относится к пахотным угодьям. Данное решение позитивно скажется на эффективности использования земель, а также позволит улучшить социально-экономическую ситуацию в муниципалитете, так как ранее местные жители не имели возможности получить в пользование эти земельные участки.
При этом хотел бы отдельно отметить оперативное взаимодействие и конструктивность в разрешении возникающих вопросов руководителями федеральных структур в Кабардино-Балкарской Республике: ТУ Росимущества в КБР М.Ю. Ефимова и Управления Росреестра по КБР В.С. Дмитриева.