19 июля 1822 года на свет появилась первая в мире фотография, в переводе с греческого это слово означало «писание светом». Сегодня фотоискусство находится на пике популярности, но, помимо юбилейной даты со дня рождения первого снимка, поводом поговорить об этом стал очередной профессиональный успех известного в республике фотохудожника Ахмата Байсиева.
В своё время, работая над созданием снимка, французский учёный Жозеф Ньепс зафиксировал первое изображение с помощью камеры-обскуры и света. Испробовав многие материалы, он остановился на лаке из сирийского асфальта, растворённого в лавандовом масле. Эта фотография сохранилась до наших времен под названием «Вид из окна». Современные фототехнологии предельно далеки от оригинала, но профессиональные фотографии по-прежнему впечатляют сознание зрителя и представляют собой интегрированное, межвидовое и разножанровое явление искусства.
Отрадно сообщить, что в этом году профессиональный фотохудожник Ахмат Байсиев, представляющий Кабардино-Балкарию на различных выставках, стал финалистом Российского клубного фотоконкурса «Берега-2022» и VIII международного фотоконкурса, организованного Русским географическим обществом, «Самая красивая страна» в номинации «Россия в лицах». Работа «Мастер», впечатлившая жюри обоих конкурсов, вошла в число 35 лучших работ третьего этапа международного фотоконкурса в номинации «Мужской портрет». Также на основании рейтинга по трём лучшим работам автор вошёл в топ-5 фотографов в номинации «Мобильная фотография» и топ-150 фотографий в номинации «Мужской портрет». К слову, в данном конкурсе приняли участие свыше 120 тысяч человек из 173 стран мира, а это 444 тысячи фотографий.
Снимок «Мастер» сделан в 2020 году и запечатлел токаря Вячеслава Кузнецова. По словам Ахмата, это очень интересная личность, мастер спорта СССР по боксу, с которым фотограф познакомился на одном из нальчикских предприятий. Фотография эта не постановочная, сделана непосредственно в реальной рабочей обстановке, передаёт максимальную сосредоточенность в моменте и дух созидания. Организаторы фотоконкурса «Берега» отобрали «Мастера» для традиционной передвижной выставки. Что касается конкурса «Самая красивая страна», то на сегодняшний день его финалист ещё не определён, но работа Ахмата является одной из десяти, вышедших в финал, результаты которого будут оглашены в августе текущего года.
Ахмат Байсиев родился в мае 1967 года в селении Верхняя Балкария. В 1991 году окончил Донецкий институт советской торговли по специальности «инженер-механик». Но самым большим его увлечением в школьные, институтские и армейские годы была фотография. Фотоаппарат и оборудование для печати достались Ахмату от родного брата. В родительском доме начинающий фотограф печатал свои первые плёнки. Постепенно, подрастая профессионально, Ахмат стал принимать участие в различных выставках и конкурсах, которые сегодня сложно перечислить. Начинал выставляться в республике, затем в КЧР, Ингушетии, Москве, а дальше его ждали экспозиции в Киргизии, Молдове, Хакасии, Башкирии, Эстонии и Турции. Запомнились московские выставки в посольстве Индии, в новой Третьяковке на Крымском валу, на станции метро «Выставочная» к 100-летию Башкирии и выставка «Мать и дитя», организованная интернациональным Союзом женщин. Фотоработы Ахмата включены в проект общественного деятеля Сергея Ястржембского «Полёт через века», где снимки, представляющие Кабардино-Балкарию в книжном издании, вошли в пул подарков Президенту России. С 2014 года Ахмат является членом фотоклуба «Свой стиль», а в 2020 году пополнил ряды Союза фотохудожников России.
Фотография для Ахмата является чем-то большим, чем просто фиксация реальности: здесь он не только реализует творческий и профессиональный потенциал, но благодаря всему этому проживает полноценную жизнь, наполненную смыслом и красотой. Его произведения украшают дома друзей и родственников, однако в дизайне его собственного жилого пространства они не представлены. На вопрос о самых ценных фотопроизведениях в жизни он отвечает, что это всегда снимки дорогих и близких людей, которых зачастую уже нет с нами. Благодаря сложнейшим технологиям прошлого и цифровым ресурсам сегодняшнего дня мы имеем счастливую возможность сохранить память о них для будущих поколений.