После начала банкротства счета должников замораживают. Но из-за ошибки в определении суда, а потом и в сообщении в ЕФРСБ индивидуальный предприниматель смог обналичить 2,5 миллиона рублей. Финансовый управляющий решил, что виновата кредитная организация, и собрался взыскать с неё убытки. Но Верховный суд РФ не дал этого сделать.
Из материалов дела следовало, что арбитражный суд начал реструктуризацию долгов индивидуального предпринимателя Ольги В. Но кредитор в заявлении указал неверную дату рождения банкрота, ошибка повторилась и в определении суда.
Во время реструктуризации должник вправе снимать со специального счёта не более 50 тысяч рублей (согласно ст. 213.1 Закона о банкротстве, где оговорены последствия введения реструктуризации долгов гражданина). Все остальные счета кредитные организации должны заморозить. Но из-за ошибки с датой рождения банк этого не сделал. Поэтому Ольга В. без разрешения финансового управляющего смогла получить деньги в банке.
Финансовый управляющий Евгения Э. обратилась с иском к кредитной организации, чтобы вернуть деньги, но банк уверил, что счета клиентов блокируются автоматически на основании поступивших из ЕФРСБ данных. Счёт Ольги В. не заморозили, так как в сведениях была ошибка.
Суд первой инстанции решил, что неточная дата не могла помешать банку идентифицировать Ольгу В. Помимо дня рождения, в сообщении имелись и другие сведения, включая фамилию, имя, отчество, место рождения и регистрации, а также ИНН и ОГРНИП. В итоге суд взыскал с банка 2,5 миллиона рублей.
Но апелляция оказалась другого мнения. Она посчитала, что ошибка в ЕФРСБ снимает с банка вину за выдачу должнику денег в процедуре.
Верховный суд отменил решение первой инстанции и отказал финансовому управляющему в удовлетворении иска. С этим решением согласилась и кассация. Тогда финансовый управляющий обратился в Верховный суд Российской Федерации. На заседании финансовый управляющий призналась, что внесла неверные сведения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сама, взяв данные из определения суда и с учётом сроков (для размещения публикаций на это отводится три рабочих дня) у неё не было возможности выявить ошибку в дате рождения. Представитель банка согласился, что в данном случае суд первым допустил ошибку, но, по мнению кредитной организации, финансовый управляющий в силу своих полномочий обязан был перепроверить все данные, чтобы исключить любые разночтения с исходными документами и их исправить. А кредитная организация в таких случаях распознаёт клиентов по закрытому перечню идентификаторов, указанных в статье 213.7 закона о банкротстве. Представитель банка рассказал, что среди их клиентов оказалось сразу три Ольги Игоревны В. Дата рождения не подходила ни одной. Поэтому кредитная организация не смогла заморозить счёт должника. Банк в данном случае тоже рискует: если он ограничит операции клиенту, в отношении которого не идёт банкротство, то получит иск о взыскании убытков. Представитель банка подчеркнул: попытка взыскать убытки с банка – это перекладывание ответственности, и другие финансовые управляющие сделают неправильный вывод: можно вносить в ЕФРСБ любую информацию, а отвечать за последствия будет банк.
Верховный суд РФ освободил банк от выплаты убытков за выдачу банкроту денег, которые в итоге остались у индивидуального предпринимателя.