Сотрудники ГИБДД остановили автомобилистку и предложили ей пройти медицинское освидетельствование. Женщина от проверки у нарколога отказалась. Мировой судья назначил ей штраф в 30 тысяч рублей и лишил прав на полтора года.
Автомобилистка обратилась в кассационной суд с требованием отменить решение мирового судьи. Однако и эта инстанция не обнаружила нарушений и оставила наказание в силе. В итоге женщина дошла до Верховного суда Российской Федерации.
Судья ВС РФ счёл, что в протоколе, составленном автоинспекторами, допущены серьёзные процессуальные нарушения. В частности, в документе нет подписи автомобилистки, которая свидетельствовала бы о том, что ей разъяснили её права и обязанности. Кроме того, судью насторожила более чем десятичасовая разница между временем совершения правонарушения и временем составления протокола. Согласно материалам дела женщину остановили полицейские примерно в час ночи, а сам документ оформили только в 11 утра следующего дня. Также в нём обнаружились изменения и поправки, выполненные чернилами другого цвета. В итоге Верховный суд решил, что протокол является «недопустимым доказательством по делу» и он не мог быть использован мировым судьёй при вынесении постановления и назначении наказания. Поскольку в данном случае именно протокол являлся основным доказательством нарушения ПДД, вина водителя не доказана: согласно п. 4 ст. 1.5 КоАП РФ все неустранимые сомнения в виновности привлекаемого к административной ответственности толкуются в его пользу.
Верховный суд постановил удовлетворить жалобу автомобилистки. В решении отмечено, что мировой судья не опросила инспекторов и не уточнила у них, чем вызвана 10-часовая разница между временем остановки водителя и составлением протокола. Это, по мнению суда, является основной причиной признания протокола незаконным. Таким же весомым аргументом считается отсутствие в документе подписи автомобилистки в графе о том, что ей разъяснены её права и обязанности. Доказательства вины водителя должны быть собраны и оформлены в строгом соответствии с законом, подчеркнули судьи ВС РФ.