В Общественной палате КБР по инициативе комиссии по культуре и СМИ обсудили вопрос сохранения и развития языков народов КБР с участием представителей профильных ведомств, общественных организаций республики.
На федеральном уровне принята концепция преподавания родных языков и литератур, представляющая собой систему государственных подходов к решению основных проблем преподавания родных языков народов России в образовательных организациях. На её основе Минпросвещения КБР разрабатывается концепция преподавания родных языков и литератур в Кабардино-Балкарской Республике. Во всех школах республики изучение родного языка и литературы, географии, истории и культуры народов КБР является обязательным и проводится по различным программам и учебным пособиям. В настоящее время для организации этнокультурного образования используются 92 учебных и 50 учебно-методических пособий. За 2017, 2018 и 2019 годы объем издательской продукции учебно-методической литературы составил более 150 наименований. В учебном процессе по предметам этнокультурной направленности задействовано 927 учителей. На изучение родного языка и литературы с первого по девятый класс отводится по три часа в неделю, в 10–11 классах по два часа.
Результативность и эффективность преподавания родных языков отражается также в участии педагогов и учеников в конкурсных мероприятиях и олимпиадах. В 2018-2019 учебном году в олимпиаде по родным (кабардино-черкесский, балкарский) языкам и литературам приняли участие 6220 школьников на школьном, муниципальном, республиканском этапах. Общий охват детей на кабардино-черкесском языке составил 3220 учеников, на балкарском – 1790. В 2019 году республиканский этап олимпиады по родным языкам среди учащихся 9–11 классов выявил шестерых победителей и 53-х призёров среди 163 детей.
Актриса Кабардино-Балкарского драматического театра им. А. Шогенцукова, член ОП Марина Мисостишхова сделала упор на значительной роли в успешной реализации закона «О языках народов КБР» учреждений культуры республики. По её мнению, республиканский фестиваль балкарской народной песни им. О. Отарова, фестиваль адыгской народной песни им. З. Кардангушева, Северо-Кавказский фестиваль юмора имени народных артистов России Али Тухужева и Куны Дышековой, межрайонные праздники дружбы, обменные концерты, способствующие знакомству с культурой и языком народов Кабардино-Балкарии, и другие традиционные мероприятия пользуются огромной популярностью у гостей и жителей республики.
– Языки народов КБР успешно популяризируются посредством сценического искусства в государственных театрах республики, в репертуары которых включены постановки на языках народов КБР. Приятно отметить, что наш зритель значительно «помолодел», а это значит, что наша молодёжь все больше значения придаёт национальной культуре, в том числе родным языкам, – отметила М. Мисостишхова.
Говоря об актуальности темы, заместитель председателя комиссии, руководитель теле- и радиовещания «КБР-Медиа» Наталья Конарева напомнила участникам встречи, что вопросы сохранения языков постоянно присутствуют в повестке дня пленарных заседаний, «круглых столов» и других мероприятий палаты.
– Это ключевые вопросы, именно с них начинается решение глобальных проблем. Родной язык – это ценность народа, которая формировалась веками как одна из форм духовного наследия. Мы уверены, что национальное воспитание немыслимо без изучения истории своего народа, языка своего народа. Воспитание патриотизма у подрастающего поколения должно базироваться на общечеловеческих ценностях, принятых в обществе на протяжении многовековой истории, а примерами должны служить выдающиеся исторические личности, внёсшие весомый вклад в развитие культуры и искусства, сохранение мира в республике. Современный подход к обучению родному языку состоит в том, что в идеале мы учим не столько общению на родном языке, сколько воспитываем личность – гармоничную и, как того требует жизнь, социально адаптированную, – подчеркнула она.
Результаты обсуждения будут включены в ежегодный общественный мониторинг исполнения рекомендаций Общественной палаты КБР.