Катанян и «Катанянша»

В 1956 году на советские экраны вышел документальный фильм Василия Катаняна «У нас в Кабарде». В нём автор рассказывает историю нашей республики, показывает высокогорные пастбища и будни металлургов Тырныаузского вольфрамо-молибденового комбината, занятия в школах, работу санаториев и промышленных предприятий. Всё это перемежается величественными горными пейзажами и цветущими садами.
Позднее в своей книге «Лоскутное одеяло» режиссёр писал: «30 марта. Предложили делать полнометражный фильм о Кабарде. Сценарий написал местный национальный классик, который к кинематографу не имеет никакого отношения... Сценарий беспомощный, громоздкий, бессвязный и рыхлый. Я должен помочь ему его доработать… 6 мая. Приехали с Юрой Серовым в Нальчик. Цветёт всё, что может цвести. Одноэтажные мазанки, потом вдруг высокий «ампир во время чумы» и снова мазанки. Экзотики, кроме ишаков, нет. Огромный парк, который хорош тем, что к нему мало приложили рук, если не считать гигантской фигуры Сталина… 8 мая. Селения большие и чистые, ограды из палок, которые воткнули в землю, а они зацвели… Ездили в МТС – чисто, спокойно, ни одной душе на свете не интересно. Из чего делать картину? Всё хорошо и ненужно… 16 мая. Кое-что: город Тырныауз. Ехали по горной дороге, и вдруг из-за поворота открылся совершенно современный город с архитектурой стиля «излишество». Обогатительная фабрика. Вся прелесть в том, что всё это высоко в горах, за облаками. Выходишь из гостиницы и упираешься в гору, в стену, которая тянется до неба».
Благодаря тонкому юмору и прекрасному чувству языка его мемуары читаются на одном дыхании. «Лоскутное одеяло» вышло уже после смерти автора. По какой-то необъяснимой закономерности такое иногда случается. Так было с «Дневником» Юрия Нагибина и с «Таинственной страстью» Василия Аксёнова. Возможно, Бог бережёт мемуаристов от гнева друзей и соратников.
В основу «Лоскутного одеяла» легли дневниковые записи режиссёра, и, надо сказать, ему было о чём писать. Катанян близко дружил с Майей Плисецкой, Ивом Сен-Лораном, Людмилой Зыкиной, Виталием Вульфом, Риной Зелёной, Аллой Демидовой, Сергеем Параджановым и Эльдаром Рязановым. Фраза про Катаняна, звучащая во многих рязановских фильмах, – это камешек в его огород.
«На встречах со зрителями, в том числе в США, я несколько раз получал записки примерно такого содержания: «В некоторых ваших фильмах встречается фамилия Катанян. Почему? Это выдуманная фамилия или вас что-то связывает с конкретным человеком?» – рассказывал Рязанов. – И в «Иронии судьбы», и в «Забытой мелодии для флейты», и в «Привет, дуралеи!» персонажи произносят фамилию Катанян. Когда по сюжету сценария требовалось упомянуть какого-либо человека, мы с Брагинским всегда вставляли в диалог фамилии наших друзей. Естественно, если речь шла об упоминании в хорошем смысле, а не в дурном. Это были наши авторские забавы, домашние радости. Так вот, Вася Катанян был моим самым дорогим, самым светлым другом... Он обладал своеобразным чувством юмора… Как-то раз, уходя с компанией гостей после моего дня рождения, остановился у булочной, где из хлебного фургона, как обычно, поздно вечером хлеб подавался в квадратное отверстие в стене магазина. Вася неожиданно для всех быстро забрался в хлебный фургон, улёгся на пустые нары из-под лотков и свернулся клубком. Когда его стали стыдить и выгонять, он кротко объяснил: – Не трогайте меня! Я городская булочка!».
Катанян-младший родился в Тбилиси в семье литературоведа Василия Катаняна, впоследствии женившегося на музе Маяковского Лиле Брик. В августе 1944 года он поступил на режиссёрский факультет ВГИКа, где и познакомился с Рязановым.
«Однокурсники называли его ласково Васька, Васенька, Васисуалий. Вася был среди нас самым элегантным и самым остроумным, – вспоминал знаменитый комедиограф. – Элегантность его была прирождённой. Все мы в 1944–1945 годах ходили в залатанных штанах и заштопанных рубашках. Но Вася, носивший обноски, как и остальные, выделялся франтовством: напялит на себя немыслимый берет или накинет какой-нибудь яркий шарф, и прямая ему дорога на подиум – показывать моды нищих… Где-то году в 1947-м занятия по истории русского искусства проходили у нашего курса в Третьяковской галерее. А в то время Васин отец – известный литературовед, специалист по Маяковскому, автор многих книг о замечательном поэте, муж Лили Брик – справил себе новое зимнее пальто. Старую шубу Василий Абгарович подарил своему сыну Васе-маленькому… Она, конечно, оказалось сильно поношенной, но изнутри была подбита мехом енота. В прежние времена такие одеяния носили народные артисты уровня Собинова или Шаляпина. Короче, вид у шубы с изнанки был дорогущий, буржуазный. И каждый раз, когда кончалось занятие в Третьяковке и студенты-голодранцы заполняли раздевалку, гардеробщик в униформе пытался подать Васисуалию манто, надеясь получить за это чаевые. Но у Васи в кармане всегда был только один рубль, чтобы добраться на метро до своей «Вороньей слободки» на Разгуляе. Между хозяином шубы и гардеробщиком начиналась борьба. Ведь если Вася позволил бы себе вдеть руки в рукава шубы, любезно протянутой служителем вешалки, он вынужден был бы топать до дому пешком. Эта перспектива не улыбалась вечно недоедавшему студенту, и он упорно вырывал шубу из рук гардеробщика. Тот в надежде схлопотать рубль не уступал. Они дёргали пальто изо всех сил, каждый к себе. Дорогой, но почтенного возраста мех трещал и рвался. Иногда побеждал Вася, но иной раз гардеробщик оказывался сильнее, и тогда Вася, делая хорошую мину при плохой игре, изображал из себя барина. У него это получалось артистично, а далее он брёл до дому через всю Москву пёхом».
После окончания ВГИКа Катанян занялся кинодокументалистикой. Он стал режиссёром первого советского кругорамного фильма «Дорога весны». Снимал биографические ленты о деятелях культуры: Анне Ахматовой, Майе Плисецкой, Аркадии Райкине, Людмиле Зыкиной, Александре Пахмутовой, Родионе Щедрине…
В 60-х Катанян знакомится с дочерью известного таллинского искусствоведа, коллекционера и библиофила Юлиуса Генса и вскоре делает ей предложение. Таким образом появилась новая семья – Катанян и «Катанянша», о которых упоминается в фильме «Забытая мелодия для флейты».

Эдуард БИТИРОВ

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

27.08.2024 - 16:57

В Тырныаузе модернизировали детскую библиотеку

В Тырныаузе в ближайшие дни откроется модельная детская библиотека Эльбрусского района, модернизированная впервые за 40 лет в рамках национального проекта «Культура».

25.08.2024 - 21:52

Характер южного пейзажа

В столице Северо-Кавказского федерального округа городе-курорте Пятигорске состоялось открытие четвёртой межрегиональной художественной выставки пейзажа «Радуга Юга». В ней принимают участие представители Кабардино-Балкарского отделения Союза художников РФ. 

25.08.2024 - 21:50

Стремительный взлёт «Лариды»

Очередной яркой победой запомнится уходящее лето участникам хореографического ансамбля «Ларида» детской музыкальной школы г. Чегема. Коллектив получил высшую награду фестиваля искусств «Золотая струна», который при поддержке Министерства курортов и туризма КБР прошёл в Эльбрусском учебно-научном комплексе КБГУ им. Х. М.

23.08.2024 - 14:27

С любовью о семье

В центре «Акрополь» состоялась презентация выставки работ Михаила Шемякина – «Михаил Шемякин. Художник из рода Кардановых».

19.08.2024 - 14:20

На выставке «Анэ. Посвящение матери»

Активисты общественной организации «Совет женщин г.о. Нальчик» вместе с детьми и внуками побывали в Национальном музее КБР на выставке, посвящённой 60-летию Хамида Савкуева – академика Российской академии художеств, заслуженного художника РФ, народного художника КБР, доцента кафедры рисунка, руководителя персональной учебной мастерской станковой живописи на факультете живописи Санкт-Петербургской академии художеств им. И.Е. Репина.