«Песни над облаками»

В 1976 году на советские экраны вышел музыкальный фильм с таким названием.  В съёмках, проходивших на территории Кабардино-Балкарии, принимали участие по-настоящему талантливые артисты. Достаточно сказать, что одну из малозначительных ролей сыграл великолепный Сергей Филиппов.
Фильмография актёра насчитывает более сотни картин. В кино Филиппов дебютировал в 1937 году, а его последней работой стала роль пенсионера в комедии Гайдая «Операция «Кооперация». 52 года в кинематографе – срок немалый, только роли ему, за редким исключением, доставались второстепенные. У некоторых персонажей даже не было имён. Именно таким – безымянным героем был бригадир комбайнёров из кинофильма «Песни над облаками». Благодаря старанию гримёров в кадре Филиппов выглядел, как настоящий горец. Закрученные усы, кепка-аэродром, вот только говор выдавал в нём столичного жителя.
Во время съёмок артист жил в гостинице «Нальчик». Раскланивался с коридорными, обедал в ресторане, а по вечерам гулял по Липовой аллее городского парка. В Кабардино-Балкарии актёру понравилось. Сохранилось его письмо, датированное августом 1975 года. «Мы живём в небольшом городке, который находится в подкове кавказских гор, как объяснили мне местные жители, Нальчик так и переводится – подкова. Встретили нас замечательно, гостеприимство здесь в крови. Люди хлебосольны, открыты и приветливы. С удовольствием показывают нам местные достопримечательности, угощают шашлыками и лепёшками, внешне напоминающими русские блины… Буквально на днях были в горах – это что-то грандиозное. Снежные громады обступают со всех сторон, и на их фоне чувствуешь себя малой песчинкой».
 Сергей Филиппов приехал сюда уже известным актёром. За несколько лет до этого он получил звание народного артиста. Сыграл Казимира Алмазова в «Укротительнице тигров», певца на свадьбе в «Не может быть» и свою ключевую роль – Кису Воробьянинова в фильме «12 стульев». На улицах города артиста узнавали, но по свидетельству очевидцев, в его поведении не было даже намёка на высокомерие или снобизм. Вряд ли он опасался «свирепых горцев». Просто сама атмосфера располагала быть самим собой – приветливым, интеллигентным, настоящим.
В юности его считали хулиганом, а виной всему любовь будущего актёра к химии. Однажды он смешал соляную кислоту с железными опилками, добавил какие-то реактивы, и по школе распространилось такое зловоние, что всех учащихся пришлось эвакуировать. Шестнадцатилетнего «химика» исключили из школы, но он по этому поводу особо не грустил. Филиппов поменял несколько профессий: работал токарем, пекарем, плотником, пока не пришёл в балетную студию. С этого, собственно, и началась его артистическая карьера. Через несколько недель он уже был одним из лучших учеников.
В 1929 году по совету преподавателей Филиппов отправился в Москву поступать в балетное училище при Большом театре. Экзамены к тому времени закончились, и никаких исключений для саратовского провинциала делать не собирались. Сергей подал документы в эстрадно-цирковой техникум, после окончания которого всё-таки был принят в труппу Театра оперы и балета. Его хореографическая карьера оказалась недолгой. Во время очередного спектакля Филиппову стало плохо с сердцем, и по настоянию врачей он был вынужден распрощаться с хореографией.
Какое-то время артист работал на эстраде, потом перешёл в Театр комедии, а в 1965 году стал актёром киностудии «Ленфильм». Популярность пришла к нему практически сразу, но она была особого рода. Актёра часто отождествляли с его глупыми и неприятными героями. Будучи человеком замкнутым и самолюбивым, он воспринимал это как издевательство и вскоре возненавидел свою всенародную славу.
Даже самые опасные трюки Филиппов выполнял без дублёров. На киносъёмках он неоднократно падал с высоты, прыгал в воду, входил в клетку с хищниками. Даже в небольших эпизодах ему удавалось создать гротескных и незабываемых персонажей, без которых немыслимы такие фильмы, как «Иван Васильевич меняет профессию», «Собачье сердце», «Карнавальная ночь», «Девушка без адреса», «Музыкальная история».
В конце жизни актёр серьёзно заболел. Ходили слухи, что Филиппов лишился рассудка – женился на женщине вдвое старше себя, отказывается от съёмок и проводит время в компании бомжей. Доля правды в этих сплетнях была. Второй женой Филиппова стала писательница Антонина Голубева, которая действительно была старше мужа на двадцать лет. Актёр относился к этой женщине с нежностью и ласково называл Барабулькой. По словам знакомых, это была странная, абсолютно неприспособленная к жизни пара.
После смерти Голубевой Филиппов остался один. 19 апреля 1990 года великого комика не стало, он умер от рака в собственной квартире, всеми покинутый и забытый. Вот что сказал по этому поводу Евгений Моргунов – легендарный «Бывалый» из гайдаевских комедий: «Самое страшное – остаться одному. Знаете, горе какое случилось у прекрасного комика, удивительного человека Сергея Николаевича Филиппова? Как бессердечно отнеслась ленинградская общественность к артисту, который смешил всех, которого боготворили, которому предлагали выпить все. Он умер один в своей квартире и лежал две недели. Соседи обратились на «Ленфильм», но киностудия не дала на похороны ни копейки. И только Сашенька Демьяненко, замечательный наш Шурик, собрал деньги у актёров, которые были на пенсии, у актёров, которые знали Филиппова. Слова совершенно гениальные написали на могиле: «И не будет в день погребения ни свечей, ни церковного пения». Это были его любимые стихи».
За несколько дней до кончины актёр сказал знакомой: «Знаешь, я ведь всю жизнь хотел сыграть положительную трагическую роль, а мне доставались одни мерзкие типы. Я даже плакал, когда узнал, что главная роль в фильме «Когда деревья были большие» досталась Юрию Никулину».
 

 

Эдуард БИТИРОВ

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

22.12.2024 - 19:36

Новые грани и возможности искусства

Свежий взгляд на театр, не разрушающий его сути, полная отдача на сцене и смелые эксперименты – актёры нынешнего поколения не боятся искать новые подходы к роли и необычные способы воплощения персонажа. Они оперируют своими эмоциями, живыми и искренними, и способны убедить зрителя в правдивости собственных переживаний на сцене.

19.12.2024 - 13:32

Брейнрот полный и окончательный

На днях по сети заплясал список самых модных слов года, пробудивший к жизни старый как мир спор между современными «западниками» и «славянофилами» и укрепивший меня в столь же старой мысли о том, что гуманитарные знания ещё сильнее потеснены с занимаемых позиций на пути к бесславной кончине. Впрочем, так ли всё безнадёжно?

19.12.2024 - 13:31

«Гимн красоте» звучит в столице России

В Белом зале Российской академии художеств в Москве чествовали заслуженного художника Российской Федерации, народного художника Кабардино-Балкарии Мухадина Исмаиловича Кишева, там же была открыта юбилейная выставка «Гимн красоте», приуроченная к 85-летию автора. В экспозиции представлено более тридцати работ мастера, созданные им не только в традиционных техниках, но и в новейших формах цифрового искусства.

17.12.2024 - 16:48

Государственный Академический

У одной из визитных карточек нашей республики – знаменательная дата. Тридцать лет назад Государственному ансамблю танца «Кабардинка» было присвоено почётное звание «академический» с переименованием в Государственный академический ансамбль танца «Кабардинка».

16.12.2024 - 18:27

Односельчане вспоминали писателя Саадулу Канукова

Имя писателя Саадулы Галиевича Канукова возвращается в литературу. В доме культуры с. Дыгулыбгей состоялась презентация его книги «Адэм и лъэужь» («По следам отца»). Роман в двух томах, вышедший в нальчикском издательстве М. и В. Котляровых, печатается впервые на основе сохранённой рукописи автора.