Мостик к новой художественности29 декабря мы отмечаем юбилей Амира Макоева. Шестьдесят лет – возраст, предполагающий возможность подведения некоторых итогов – жизненных, но, конечно же, в первую очередь творческих. Тем более что речь идёт не о рядовом имени в литературном сообществе нашей республики, а об одном из его лидеров, чья проза уже более тридцати лет во многом определяет уровень современной русскоязычной литературы Кабардино-Балкарии.
Амир Макоев заявил о себе ярко, самобытно в девяностые годы прошлого века, то есть в то время, когда художественная литература народов Северного Кавказа испытывала мировоззренческий кризис. Уходящая в прошлое советская идеология фактически уже не удовлетворяла запросам ни в одной из областей презентативной культуры, и прежде всего в художественной литературе. За редкими исключениями авторы тех лет находились в состоянии очевидной концептуальной двойственности, будучи не в силах обрести внутреннюю цельность и органичность.
Сколько представителей национальных литератур новой волны потерялось в этих бесплодных поисках уже к середине 90-х годов… Амир Макоев как раз один из тех писателей, которые сумели перекинуть мостик от кризиса литературы к новой художественности.
Творческий стиль Амира Макоева – пожалуй, единственный на сегодняшний день достаточно органичный синтез достижений западной литературы с адыгским, северокавказским, общекавказским этико-эстетическим мышлением. Его герои близки нам, но они также будут понятны читателю, выросшему на лучших образцах мировой литературы. Всё это неоспоримое свидетельство одарённости автора, но главное – роль Амира Макоева, его место в нашем литературном процессе. Он тот писатель, который сумел интегрировать национального читателя в новое многоуровневое художественно-рефлективное пространство. А разве не в этом предназначение настоящего писателя?
Поделиться новостью:ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:
|