Принудительно снести самовольную постройку можно только на основании решения суда. Так постановил Верховный суд РФ, разбирая дело производственного кооператива, который обратился с иском к муниципалитету о признании недействительным распоряжения главы местной администрации о сносе ангара.
Производственному кооперативу предписывалось в 30-дневный срок снести здание в добровольном порядке, иначе это сделает специализированное муниципальное предприятие, а расходы будут взысканы с производственного кооператива. Орган местной власти, ссылаясь на статью 222 Гражданского кодекса РФ, счёл, что снос самовольных построек производится в административном порядке, а в суде решается лишь вопрос о признании права собственности на самовольно возведённый объект.
Суд первой инстанции согласился с позицией администрации, апелляционный суд отменил его решение, отметив, что согласно статье 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом; никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда. Принимая распоряжение о сносе ангара как самовольной постройки, орган местного самоуправления тем самым решил вопрос о праве собственности производственного кооператива, так как в силу абзаца 1 пункта 2 статьи 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на неё права собственности. Между тем федеральным законодательством такое право административным органам не предоставлено. В случае принудительного сноса самовольной постройки во внесудебном порядке лицо, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном бессрочном пользовании которого находится земельный участок, лишается права требовать признания права собственности на самовольную постройку. Верховный суд, где было обжаловано решение апелляции, подтвердил: принудительный снос самовольной постройки может быть осуществлён только на основании решения суда.