По оценке экспертов Российского сельскохозяйственного банка, к концу 2023 года в целом по стране объём рынка онлайн-продаж фермерских продуктов питания достигнет 50 млрд рублей.
Ключевыми драйверами такого роста являются эффект низкой базы, популяризация тренда потребления экологически чистой продукции и правильного питания, а также массовый переход прямых производителей в онлайн-продажи.
Запрос потребителей на онлайн-покупки сформировал новый тренд развития для рынка фермерской продукции – на маркетплейсы пришли непосредственные производители продуктов питания, характерными качествами которых являются экологичность и органический цикл производства. Профессиональные аналитики Россельхозбанка пришли к выводу, что к 2025 году на платформах российских маркетплейсов в категориях элитных продуктов «эко», «зелёная» или «органическая» уже будет размещено порядка 30% фермерской продукции.
В частности, в 2022 году россияне заказали в сети продовольственные товары на сумму более 600 млрд рублей (на 40% больше, чем в 2021 году). По прогнозам экспертов РСХБ, до конца текущего года объём российского рынка онлайн-продаж продуктов питания составит более 700 млрд рублей, из которых 50 млрд рублей – заказы на фермерскую продукцию. Реализация продовольственной продукции онлайн, по мнению профессионалов, считается более экологичной: при продаже товаров на маркетплейсах производители регулируют сбытовую цепь самостоятельно и подстраивают предложение под спрос, минимизируя потери при хранении.
– Одним из значимых этапов работы площадок онлайн-продаж является доставка. Стремясь расширить клиентскую аудиторию за счёт неуклонно растущего спроса на качественное и быстрое обслуживание, прямые производители и маркетплейсы модернизируют логистические схемы, делая доставку не только удобной, но и экологичной, – прокомментировала руководитель направления Центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования АО «Россельхозбанк» Наталья Худякова.
По словам директора Кабардино-Балкарского регионального филиала РСХБ Алима Сокурова, перспективное развитие онлайн-продаж фермерской продукции на платформах по реализации продуктов питания или на специализированных фермерских маркетплейсах крайне актуально для глав крестьянских (фермерских) хозяйств республики. Оно даёт сельхозпроизводителям ряд преимуществ: прямой выход на покупателя, экономию на использовании складских помещений, а также на логистике, маркетинге и доставке. Для маркетплейсов же это возможность расширить ассортимент за счёт уникальных свежих качественных товаров.
– Более активному выходу экологически чистой сельхозпродукции в онлайн-продажи также будет способствовать установившаяся тенденция роста доли продукции фермеров и индивидуальных предпринимателей в структуре производства продукции сельского хозяйства. В КБР эти категории хозяйств обеспечивают почти 70% от общего годового объёма. Здесь надо иметь в виду и другой аспект, связанный с ростом доли продукции КФХ и ИП в структуре производства продукции сельского хозяйства: она выросла до 15,4% в 2021 году с 12,5% в 2017 году. Эксперты нашего банка подсчитали, что положительная динамика роста продуктивности и производительности фермерских хозяйств сохранится, и к 2025 году объём продукции, производимой именно крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, вырастет более чем на 50%, – дополнил Алим Сокуров.
И ещё один крайне важный момент: развитию российского рынка фермерских продуктов также способствует озабоченность потребителей качеством, составом и происхождением продуктов, которые они употребляют. Например, размещённая на маркетплейсе Россельхозбанка «Своё Родное» продукция проходит обязательную сертификацию, что становится гарантией качества для покупателей. Позитивом можно считать и то, что через витрину «Своё Родное» реализуют продукцию собственного производства более 10,5 тыс. фермеров, на онлайн-витрине маркетплейса представлено более 100 тыс. товаров.
По мнению автора, для представителей фермерского сообщества Кабардино-Балкарии новый продукт Российского сельскохозяйственного банка можно считать уникальным шансом реализовать свою продукцию напрямую, без участия посредников, которые накидывают на фермерскую продукцию от 25% и выше. Такая наценка, можно сказать, обесценивает труд главы КФХ и членов его семьи, в то же время бьёт по карману потребителей за счёт необоснованного взвинчивания цен на продукцию.