Потребитель вправе расторгнуть договор купли-продажи технически сложного товара и потребовать возврата денег из-за нарушения продавцом срока проведения гарантийного ремонта и существенного характера выявленных недостатков товара.
Это решение поддержал Верховный суд РФ, рассмотревший дело Олега К. Он обратился в суд с иском к официальному дилеру о расторжении договора купли-продажи автомобиля, убытков, причинённых вследствие продажи товара ненадлежащего качества, и компенсации морального вреда.
Мужчина приобрёл у дилера автомобиль, в котором неоднократно горела контрольная лампа неисправности двигателя. Он обратился в сервисный центр. При обращении к дилеру ремонт превысил максимально допустимый срок в 45 дней, данный для устранения недостатков законом о защите прав потребителей. Добровольно расторгнуть договор купли-продажи дилер отказался.
Решением суда первой инстанции договор купли-продажи автомобиля был расторгнут, в пользу Олега К. взыскана стоимость автомобиля и дополнительного оборудования, неустойка, компенсация морального вреда и штраф. Апелляционным определением это решение отменено. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации отменила в кассационном порядке апелляционное определение и направила дело на новое рассмотрение в суд.
Пунктом 1 статьи 20 Закона о защите прав потребителей предусмотрено: если срок устранения недостатков товара не определён в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортёром) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учётом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней. Согласно п.1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей покупатель технически сложного товара, обнаружив в нём недостатки, вправе отказаться от договора купли-продажи и потребовать возврата денег либо потребовать его замену на такой же товар или другой марки, модели, артикула с соответствующим перерасчётом цены в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению: при обнаружении существенного недостатка товара; при нарушении установленных названным законом сроков устранения недостатков товара; при невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. Поскольку Олег К. обратился к продавцу с требованием о расторжении договора в период гарантийного срока, указал ВС РФ, суд должен учесть положения п. 6 статьи 18 Закона о защите прав потребителей: в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель, уполномоченный организации или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортёр) отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы. Под существенным недостатком товара следует понимать в том числе тот, который не может быть устранён без несоразмерной затраты времени. В данном случае автомобиль находился на гарантийном ремонте 59 дней. Поскольку срок выполнения гарантийного ремонта превысил 45 дней, выявленный недостаток является существенным. Автомобиль после устранения недостатков продолжал находиться на станции технического обслуживания для устранения повреждений кузова, допущенных в период гарантийного ремонта. Своё намерение расторгнуть договор Олег К. выразил непосредственно после возврата ему машины, написав соответствующую претензию продавцу, а после получения отказа сразу обратился в суд.
Высшая судебная инстанция оставила в силе решение суда первой инстанции, которым исковые требования потребителя были удовлетворены.