Суд отказывает в удовлетворении иска об исключении участника из общества с ограниченной ответственностью, когда нормальной хозяйственной деятельности общества препятствуют равнозначные взаимные претензии.
В суд обратился акционер общества, владеющий 50% уставного капитала, чтобы исключить из ООО совладельца с равным уставным капиталом. Он ссылался на то, что совладелец, являясь генеральным директором, действовал в ущерб интересам ООО, причиняя убытки.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации указала на статью 10 закона об обществах с ограниченной ответственностью, в соответствии с которой участники общества, доли которых в совокупности составляют не менее чем 10% уставного капитала, вправе требовать в судебном порядке исключения участника, который грубо нарушает свои обязанности либо своими действиями делает невозможной деятельность общества или существенно её затрудняет. Между тем в конкретном корпоративном споре имеется равное количество долей у участников общества, что увеличивает риск возникновения ситуации, когда невозможно принимать решения по вопросам, связанным с деятельностью общества.
Исключение участника, аргументировал ВС РФ, представляет собой специальный корпоративный способ защиты прав, целью которого является устранение вызванных поведением одного из участников препятствий к осуществлению нормальной деятельности общества. Вместе с тем действительной причиной обращения в суд с взаимными требованиями об исключении из общества, отмечалось Верховным судом РФ, является утрата участниками единой цели при осуществлении хозяйственной деятельности и желание за счёт интересов другого участника разрешить внутрикорпоративный конфликт, а не желание причинить вред обществу. Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ указала, что в ситуации, когда уровень недоверия между участниками общества, владеющими равными его долями, достигает критической, по их мнению, отметки, и при этом позиция ни одного из них не является заведомо неправомерной, целесообразно рассмотреть вопрос о ликвидации общества либо один из участников сам примет решение о выходе из ООО.В такой ситуации иск об исключении из общества другого участника удовлетворению не подлежит, констатировал Верховный суд РФ.