Ежегодно 15 марта мировая общественность отмечает Всемирный день прав потребителей. О полномочиях антимонопольного органа в сфере защиты прав потребителей рассказывает заместитель руководителя – начальник отдела Кабардино-Балкарского УФАС России Залина Кунижева:
– Федеральная антимонопольная служба, а также её территориальные органы ведут активную работу по защите прав потребителей в соответствии с законами «О защите конкуренции», «О рекламе». Начиная с 2016 года, заявления граждан об ущемлении доминирующим хозяйствующим субъектом их интересов, не связанных с предпринимательской деятельностью, рассматриваются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором), с которой у антимонопольных органов налажено тесное взаимодействие.
Теперь к полномочиям Роспотребнадзора относятся вопросы, связанные с отношениями клиента и компании, в основе этих отношений лежит закон о защите прав потребителей. Также в сферу полномочий ведомства входит контроль и надзор в санитарно-эпидемиологической сфере, разработка санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, изучение состояния атмосферного воздуха, воды, почвы и шума, вопросы безопасности пищевых продуктов и другие. К примеру, если потребителя не устроило качество товара, следует обращаться в Роспотребнадзор, а если в рекламе были заявлены одни характеристики, а на деле они оказались совсем другими, то жалобу примет антимонопольное ведомство.
В Роспотребнадзор нужно обращаться, если стоимость товара на ценнике и на кассе не совпадает, а в Кабардино-Балкарское УФАС России – при сговоре компаний-конкурентов, которые завысили стоимость своих товаров или услуг.
Если в магазине не принимают товар к возврату, помочь в этой ситуации может Роспотребнадзор. Когда газораспределяющая или энергетическая организация затягивает сроки подключения дома к газу, следует обращаться в Кабардино-Балкарское УФАС.
В ситуации, когда автодилер навязывает дополнительные услуги, также поможет Роспотребнадзор. Если доминирующая на рынке компания навязывает покупателю невыгодные условия договора, разберется уже антимонопольная служба.
Заявление на ущемление доминирующим хозяйствующим субъектом интересов гражданина, связанных с нарушением правил предоставления коммунальных услуг, необходимо направлять в соответствующий орган государственного жилищного надзора, а заявления об ущемлении интересов граждан страховыми организациями подаются в Банк России.
Кроме того, распространены случаи, когда нарушается порядок установки, замены, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов конкретному гражданину – собственнику жилого дома или помещения в многоквартирном доме. В данном случае в нашей республике заявление подается в Кабардино-Балкарское УФАС России.
Антимонопольной службой организована работа горячей линии для приёма обращений граждан по вопросам изменения цен, тарифов на товары и услуги и возникновения их дефицита для осуществления анализа информации и незамедлительного принятия мер антимонопольного реагирования. В случаях выявления необоснованного роста цен на социально значимые товары и услуги, условий формирования ситуации возможного их дефицита в результате нарушения антимонопольного законодательства нарушителям сначала выдадут предостережение или предупреждение, и если ситуация не будет исправлена, последует возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства.