Ничто

Частное мнение

Борхес считал, что в мировой культуре есть всего четыре истории. Это осада крепости, возвращение домой, поиск и «самоубийство» Бога. Американский кинематограф доказал, что сюжетов может быть гораздо больше. Иногда по принципу: тупой, ещё тупее. 
Недавно посмотрел фильм «Никто», которому больше подходит название «Ничто». Такой откровенной чепухи я, честно сказать, не видел давно, но дело даже не в этом. Больше всего меня поразило, что при бюджете 16 миллионов долларов сборы за картину составили 57 миллионов.  По-моему, это характеризует современного зрителя далеко не с лучшей стороны. 
Фильм заявлен как комедийный боевик, но в каком месте должно быть смешно, я так и не понял. По-моему, тут впору плакать, а не смеяться: беспомощный сценарий, посредственная игра актеров, нелогичные поступки, дешёвые спецэффекты и «русская мафия», без которой сегодня не обходится ни один голливудский блокбастер. 
Главный герой фильма поразительно похож на «модного блогера» дядю Славу, который в молодости был бандитом, сидел в тюрьме, но,  разменяв шестой десяток, решил переквалифицироваться и стать медийной персоной. Теперь он рассказывает, как правильно «заходить в хату» и что отвечать на вопрос: кто ты по жизни?. 
Сюжет картины в общих чертах сводится к следующему. Скромный американец Хатч работает в какой-то «шарашке», которой руководит его тесть. Судя по всему, он человек небогатый, но при этом живёт в светлом и просторном доме. 
Ночью в его жилище забираются грабители – семейная пара, вооружённая незаряженным револьвером. Сын Хатча валит незнакомца с ног, и между ними завязывается борьба. Отец хватает клюшку для гольфа, собираясь разбить преступнику голову, но в последний момент останавливается.  В результате грабители убегают, а у подростка появляется под глазом фиолетовый синяк. 
Хатч остро переживает свой поступок, вернее свое бездействие.  Последней каплей становится пропажа дешёвого браслета маленькой дочери, который якобы украли. Главный герой решительно выходит из дома и тут сразу становится ясно: на самом деле он «крепкий орешек». 
Хатч без особого труда узнаёт, где живут грабители. В плохом кино это несложно. Увидел татуировку на запястье, пошёл в салон и получил точный адрес её владельца. 
Для пущей важности Хатч заимствует удостоверение офицера ФБР и револьвер своего отца, который живёт в доме престарелых. Видимо, в светлом и просторном доме ему места не нашлось. Кстати, старика играет Кристофер Ллойд, прославившийся ролью сумасшедшего профессора из фильма «Назад в будущее». 
Застав грабителей дома, Хатч забирает у них свои часы и угрожает им револьвером, но услышав в соседней комнате плач ребёнка, отказывается от мести. 
Возвращаясь домой в автобусе, он снова попадает в переплёт. На обочине останавливается крутой джип, из которого вываливается толпа пьяных парней с явным криминальным оттенком. Они залезают в салон автобуса и начинают приставать к девушке. Такого Хатч стерпеть не может. Он достаёт из-за пояса папашин револьвер и со словами:  вам конец, ублюдки, -  высыпает из барабана все патроны. Видимо, в этом месте и нужно смеяться, вслед за отморозками из джипа, которые хохочут как ненормальные. К слову, одного из них играет российский актёр Александр Паль, известный по отечественному, но не менее примитивному фильму «Парень с нашего кладбища». 
Разумеется, Хатч раскидал бандитов, как щенков, ломая им руки, ноги и пробивая головы. Нескольких человек он зарезал, и одним из них стал герой Александра Паля. По роковому стечению обстоятельств он оказался младшим братом русского мафиози Юлиана, которого сыграл Алексей Серебряков. 
Вот тут то и начинается «настоящее кино». На Хатча объявляют охоту, но ему, как говорится, всё нипочём. В ходе войны с русской мафией к главному герою присоединяются отец из дома престарелых и сводный брат - афроамериканец.  Одним словом, всё в лучших традициях толерантности и политкорректности. Не хватает только парочки гомосексуалистов, инвалида на костылях и старой лесбиянки… 
Разбираясь с русскими преступниками, Хатч разошёлся не на шутку. Он не только отстреливает мафиози, но и сжигает многомиллионный «воровской общак» в резиденции Юлиана. Встретившись с ним в ночном клубе, наш герой произносит фразу, потрясающую своим идиотизмом. «Ты же всё равно хотел отойти от дел», - говорит Хатч своему противнику. 
По ходу фильма выясняется, что главный герой не так прост, как могло показаться на первый взгляд. На вопрос: «кто ты такой», он отвечает: «никто» или называет себя аудитором. На самом деле, выясняется, что Хатч - профессиональный убийца, отошедший от дел. В своё время он работал на американское правительство, но потом решил остепениться и завести семью. 
Для третьесортного американского боевика такие вещи типичны и закономерны. Это фильм-сказка, в котором побеждают хорошие убийцы и проигрывают плохие. Он напичкан штампами, как запечённая в духовке баранья нога. Тут тебе и скромный служащий, оказавшийся безжалостным киллером, и вывихнутые пальцы, позволяющие избавиться от наручников, и сумка с золотом, которая взялась неизвестно откуда. Про русскую мафию я даже не говорю, она давно набила оскомину всем, включая самих американцев. 
…Борхес считал, что в мировой литературе есть всего четыре сюжета. Это осада крепости (Троя), возвращение домой (Одиссей), поиск (Золотое руно) и смерть Бога, приносящего себя в жертву. На самом деле, сюжетов гораздо больше.  Просто, их авторы никогда не читали Борхеса и ничего о нём не слышали.

 

Эдуард БИТИРОВ

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

07.12.2025 - 09:02

В Нальчике назвали победителей всероссийской премии «440 герц»

Нальчик впервые принял эстафету всероссийской большой оркестровой премии «440 герц». Столицей премии и местом проведения итогового заседания жюри в этом году столица Кабардино-Балкарии стала не случайно – президентом премии в год её основания был дирижёр, народный артист СССР, лауреат двух государственных премий СССР, Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки  и двух государственных премий РФ, кавалер ордена Ленина и полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» Юрий Темирканов, а в номинации «Дирижёр» Большой оркестровой премии в нынешнем году присвоено имя нашего земляка – как дань памяти и глубокого уважения к маэстро.

06.12.2025 - 09:40

Нартиада – эпический памятник адыгского народа

Вчера в Нальчике на площадке Кабардинского драматического театра имени А. Шогенцукова прошла научно-практическая конференция на тему «Адыгский нартский эпос – выдающийся памятник духовной культуры народа».

03.12.2025 - 16:32

«…Мы отковали пламенные крылья своей стране и веку своему!»

Писатели-юбиляры декабря 2 декабря исполнилось 125 лет со дня рождения русского поэта, Героя Социалистического Труда Александра Андреевича Прокофьева (1900–1971). Его поэзия, пронизанная оптимистическими настроениями, ориентирована на северо-русский говор и фольклор: сборники «Полдень», «Заречье», «Приглашение к путешествию» (Ленинская премия в 1961 году); поэма «Россия» (Государственная премия СССР в 1946 году).

28.11.2025 - 13:15

Этно-стиль в современной моде

В Доме молодёжи в Нальчике прошёл фестиваль моды «WHITE FASHION DAY 2025. Этно-стиль в современной моде».

28.11.2025 - 13:12

Зрителей ждут две премьеры

В Русском драматическом театре им. М. Горького готовятся к двум премьерам, которые зрители увидят в декабре. Одна из них – спектакль «Васса», основанный на пьесе А.М. Горького «Васса Железнова (Мать)», его показ состоится 10 декабря. Постановка приурочена к 90-летию театра, которое будет отмечаться в ноябре 2026 года.