Сити-ферма: значимое дополнение к агроэкономике

Фермерство в городской среде (сити-фермерство) становится востребованным направлением аграрного сектора.
Расположенные максимально близко к рынку сбыта сити-фермеры гарантируют прозрачность цепочки поставок, отсутствие необходимости использования консервантов или иных вредных стимуляторов роста и, как результат, хорошее качество продуктов. К тому же снижается углеродный след из-за короткой транспортной логистики. Эксперты Россельхозбанка провели анализ этого нового направления для представителей малого агробизнеса, изучили его основные вызовы и перспективы развития.
Сегодня российское сельское хозяйство выходит за рамки традиционной модели ведения бизнеса: появляются новые форматы, позволяющие оптимизировать процессы и сократить путь от фермера к потребителю. Одной из таких нетрадиционных моделей малого предпринимательства является сити-фермерство.
Кстати сказать, официально первая ферма в условиях городской среды в России появилась в Москве в 2019 году. Мощности и технологии этой фермы обеспечивают около 40% потребности москвичей в зелёных салатах и вырабатывают до 7,5 тонны чистого кислорода в сутки.
Самая популярная модель фермерства в городской среде – вертикальное фермерство. Это многоярусная теплица, которую можно разместить в любом закрытом помещении: на территории старой фабрики или на складе. Микроклимат можно создавать и контролировать самостоятельно, подбирая условия для выращивания определённого типа растений (освещение, температура, влажность и другое).
Основными преимущества такого формата фермерства являются:
– первое – экономичность: каждая единица площади выращивания на вертикальной ферме позволяет освободить 10-20 единиц земли той же площади, занятой под сельское хозяйство;
– второе – экономия природных ресурсов: сити-фермы требуют на 90% меньше воды, чем традиционные;
– третье – устойчивость к вредителям за счёт закрытого автоматически управляемого микроклимата;
– четвертое – низкий риск потери урожая, так как встроенные датчики анализируют состояние почвы и растений, а специальный софт регулирует вентиляцию, температуру, освещение и полив.

Что можно производить на сити-фермах?

Технология позволяет выращивать многие культуры: зелень, травы, клубнику, баклажаны. Среди ягод популярны жимолость и земляника. Также можно культивировать цветы: например, тюльпаны, нарциссы, герберы. Популярными травами для выращивания являются мята и базилик, а среди салатов – руккола и айсберг. Но наиболее популярным продуктом у сити-фермеров являются грибы ввиду своей неприхотливости к условиям культивации, низких затрат на электроэнергию и широкой сети каналов дистрибуции. Городское производство грибов особенно актуально, так как грибы живут всего несколько суток, а значит, близость к поставщику является преимуществом.
– На маркетплейсе фермерских товаров «Своё Родное» сити-фермеры составляют 5% от общего числа фермеров, представленных на платформе. Наиболее популярным товаром этой категории фермерства является микрозелень. Всего за 2022 год было приобретено 500 кг таких товаров. Регионами России, где с успехом реализуется такой формат фермерства, являются Москва и Московская область, Новосибирск, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Екатеринбург, Дальний Восток и Сахалин, – комментирует руководитель пресс-службы Кабардино-Балкарского регионального филиала АО «Россельхозбанк» Олег Хашукаев. – Качество овощей зависит от условий, в которых они росли, при этом не важно – в искусственной или естественной среде. Проблемы естественной среды – зависимость от природных условий (например, температура воздуха) может меняться в течение суток, а солнечных дней не всегда достаточно для созревания плодов. Для решения этих проблем фермеры используют удобрения, которые могут негативно влиять на вкус. Владельцам сити-ферм не стоит переживать насчёт погодных условий, так как микроклимат они настраивают сами, и на качестве продукции это не отражается негативно. Однако микро- и макроэлементов у продуктов питания, выращенных в природной среде, больше. Традиционное фермерство занимает большие участки земли, в то время как сити-фермерство легче адаптировать под необходимые условия для выращивания продуктов.

Во сколько могут обходится стандартные сити-фермы?

По оценке аналитиков Российского сельскохозяйственного банка, вложения в этот бизнес могут быть от 1 до 10 млн рублей, срок окупаемости сити-фермы – от 2 до 8 лет. Средний размер помещения– в пределах 100 квадратных метров.
Вертикальные фермы, как их ещё именуют, вызывают в последнее время большой интерес у инвесторов. Главной причиной этому являются низкие капиталовложения и близкое расположение к потребителям. Эксперты РСХБ отмечают, что популярность таких проектов будет расти.
– Своей особенностью (технология вертикальных стеллажей) сити-фермерство позволяет решать не только проблемы сельского хозяйства, но и заполнять спрос на те виды культур, которые трудно получить на традиционных фермах. Например, проростки и микрозелень, у которых содержание полезных микро- и макроэлементов в разы превышает содержание их у природных «старших братьев». Были проведены многочисленные исследования о пользе этого вида продуктов, или, как их называют сейчас, «суперфудов». Они пользуются большим спросом. За счёт скорого роста (от 3 до 14 дней) и отсутствия проблем с логистикой не возникает проблем с обеспечением данной потребности, – отмечает сооснователь сити-фермы «Съедобный вершок» Павел Юдин. – Большую популярность продукции сити-фермеров стимулирует появление различных торговых площадок, предлагающих её напрямую от производителя. Таких, например, как «Своё Родное». Считаю, что данное направление будет и дальше развиваться, так как становится всё более востребованным, а технологии – всё более инновационными. Благодаря поддержке Россельхозбанка развитие данного направления существенно ускорится.

От автора: Много лет назад в столице Кабардино-Балкарской Республики в городской квартире известного генетика и селекционера, доктора сельскохозяйственных наук, профессора Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова Майи Камбулатовны Керефовой мне удалось увидеть сити-ферму, где росли экзотические растения, в том числе зелень различных видов и сортов, лимон, а в одной из комнат даже стояло настоящее пальмовое дерево высотой до потолка.
А когда известная радиожурналистка Бэлла Гурфова (Кодзокова) обнародовала в эфире уникальный научно-практический эксперимент профессора М. Керефовой, от желающих посмотреть её сити-ферму, как говорится, не было отбоя. В ходе экскурсии гостеприимная и щедрая Майя Камбулатовна охотно предлагала каждому гостю продегустировать экологически чистую продукцию.

Подготовил Борис БЕРБЕКОВ. Фото автора

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

22.03.2024 - 19:29

В КБР назвали лучших экспортёров 2023 года

В Кабардино-Балкарии подвели итоги всероссийского конкурса на соискание премии «Экспортёр года» в области международной кооперации и экспорта.

20.03.2024 - 12:33

Жителей КБР приглашают на «Финтрек»

Студенты и преподаватели Кабардино-Балкарии могут подключиться к новому циклу вебинаров по финансовой грамотности «Финтрек». Участников ждут пять прямых эфиров с представителями Банка России, экспертами финансового рынка и научной сферы.

20.03.2024 - 12:13

Кратный рост объёмов продукции растениеводства

Благодаря госпрограммам и национальным проектам аграрии Кабардино-Балкарии за последние пять лет сделали мощный рывок в производстве основных видов продукции. 

19.03.2024 - 12:55

Динамика февральских цен

Индекс потребительских цен на товары и услуги по КБР в феврале 2024 г. по сравнению с предыдущим месяцем составил 100,5%, в том числе на продовольственные товары – 100,9%, непродовольственные товары – 100,1%, услуги – 100,6%. Об этом информирует Управление Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу.

18.03.2024 - 12:16

Возможность найти новых бизнес-партнёров

Центр «Мой бизнес» КБР при поддержке Минэкономразвития республики организует участие предпринимателей Кабардино-Балкарии в выставке «Made in BRICS & SCO BAKU 2024», которая состоится с 17 по 19 апреля в г. Баку (Азербайджан). Участие в выставке – это возможность найти партнёров в более чем тридцати странах.