«Расстанемся, пока хорошие»

Фильм с таким названием вышел на отечественные экраны в 1991 году. Главную роль в нём сыграл грузинский актёр Георгий Дарчиашвили, который сейчас живёт и работает в США. Он не скрывает, что для него эта работа стала знаковой, и сравнивает своего героя Баграта с грузинским абреком Дата Туташхиа.
– Действие происходит на Северном Кавказе, и мы эту картину снимали в Кабардино-Балкарии зимой, на натурных площадках – в местах почти недоступных, – вспоминал Владимир Мотыль спустя годы. – Съёмки не просто трудные, но и опасные: были и обвалы, и переправы через незамерзающие бурные реки, да и зима выдалась необычно снежная. Сценарий я писал по мотивам рассказа Фазиля Искандера «Дудка старого Хасана». Сюжет – романтическая история, которая меня очень взволновала.
Для Юлии Рутберг это была одна из первых работ в кино. «Я играла кривую служанку, с горбом, – рассказывала актриса. – Когда Владимиру Яковлевичу показали пробы, он мне позвонил: «Здравствуйте, милая, передо мной ваша фотография. Скажите, вы согласны сниматься в таком виде?». Я ответила: «Конечно!».
Этот фильм ей особенно дорог. Юлия Рутберг помнит мельчайшие подробности и даже названия местных топонимов. «Была сложная ситуация, – вспоминала она. – В Гунделене мы не успели снять всё, что запланировали. Погода в горах меняется резко. Внезапно снег растаял, и несколько сцен пришлось доснимать в Москве…».
Владимир Мотыль – режиссёр, снявший первый советский вестерн. Реплики героев фильма тут же растащили на цитаты. «Восток – дело тонкое», «Я мзду не беру. Мне за державу обидно» «Махмуд, поджигай!», «Таможня даёт добро!», «Стреляли!» – эти фразы давно стали культовыми. «Белое солнце пустыни» по праву считается классикой отечественного кино. Одно упоминание об этой картине вызывает у зрителей ностальгическую улыбку.
Владимир Яковлевич Мотыль родился в 1927 году в белорусском городке Лепель. Через несколько лет его отец был арестован по обвинению в шпионаже и вскоре погиб в Соловецком лагере. Мать – выпускница Петроградского педагогического института имени Герцена Берта Левина – была воспитательницей в колонии для малолетних преступников, которой руководил Антон Макаренко. Потом работала завучем детского дома для «детей врагов народа» в Пермской области.
Детские годы будущий режиссёр провёл с матерью в ссылке на Урале. В 2004 году Мотыль приступил к съёмкам своего последнего фильма «Багровый цвет снегопада». Сюжет основан на фактах из жизни его семьи. До премьеры автор, к сожалению, не дожил…
В 1948 году Владимир Мотыль окончил актёрское отделение Свердловского театрального института. Работал режиссёром местного драматического театра, затем актёром и режиссёром в театрах Сталиногорска (ныне Новомосковск Тульской области) и Нижнего Тагила. С 1955 года он главный режиссёр Свердловского театра, а спустя несколько лет – режиссёр Свердловской киностудии.
Его дебютом в кино стал фильм «Дети Памира», снятый в 1963 году. За эту работу режиссёр был удостоен Государственной премии Таджикской ССР имени Рудаки и стал почётным гражданином города Душанбе.
Спустя несколько лет на советские экраны вышла картина Мотыля «Женя, Женечка и «катюша». Сценарий комедийного фильма о войне режиссёр написал в соавторстве с Булатом Окуджавой. В Госкино картину посчитали идеологически неправильной. В те времена это было серьёзное обвинение. Мотыля спасла экспериментальная студия Григория Чухрая, которая обладала определённой свободой в выборе режиссёров и сценариев.
Настоящая известность пришла к нему после выхода картины «Белое солнце пустыни», которая стала абсолютным лидером проката советских фильмов в Союзе и за рубежом. Она до сих пор пользуется огромной популярностью. У наших космонавтов сложилась давняя традиция – перед полётом они смотрят «Белое солнце пустыни».
Премьера двухсерийного фильма «Звезда пленительного счастья» была приурочена к 150-летию восстания декабристов. Картина имела успех. Любовь зрителей к работам «неудобного» режиссёра раздражала партийное начальство. Мотыль вёл себя независимо. Он отказался войти в штат какой-либо киностудии, не снимал заказных картин, воспевающих жизнь в СССР. За исключением премии Таджикистана режиссёр не получил ни одной советской награды, а снятая им по пьесе Островского картина «Лес» была запрещена к показу.
В 80-е годы Владимир Мотыль работает художественным руководителем творческого объединения «Экран», ведёт мастерскую на Высших курсах сценаристов и режиссёров, выступает в качестве художественного руководителя в картинах начинающих режиссёров.
К собственным постановкам он смог вернуться благодаря перестройке. В 1991 году вышел фильм «Расстанемся, пока хорошие», а спустя несколько лет независимая студия «Арион» выпустила картину «Несут меня кони». Это единственный фильм Мотыля, действие которого разворачивается в современной России.
Официальное признание режиссёр получил только в начале 90-х. Он стал заслуженным деятелем искусств России, кавалером ордена Почёта и лауреатом Государственной премии РФ в области литературы и искусства.
5 февраля 2010 года его самочувствие внезапно ухудшилось, и Мотыль попал в больницу. Первоначально у него подозревали инсульт, но после обследования врачи обнаружили пневмонию. Ему было 82 года, и справиться с болезнью он так и не смог. 21 февраля режиссёр скончался. Его похоронили на Востряковском кладбище в Москве.
В своих интервью Владимир Мотыль часто приводил цитату из нобелевской речи Уильяма Фолкнера, которая была близка ему по духу: «Убрать из своей творческой мастерской всё, кроме правды сердца, кроме старых и вечных истин: любви, чести, жалости, гордости, сострадания, самопожертвования, без которых любое произведение эфемерно и обречено на забвение». Этому принципу он следовал всю жизнь.

Эдуард БИТИРОВ

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

20.07.2024 - 20:50

Ода матери

В Национальном музее КБР состоялось открытие юбилейной персональной выставки академика Российской академии художеств, заслуженного художника РФ, народного художника КБР, преподавателя Санкт-Петербургской академии живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Хамида Савкуева. Экспозиция «Анэ» посвящена матери художника.

19.07.2024 - 11:29

Художник мирового уровня

20 июля исполняется 60 лет со дня рождения заслуженного художника России и народного художника Кабардино-Балкарии Хамида Савкуева.  Такими людьми как он, мы по праву можем гордиться. Хамид Владимирович – художник и скульптор мирового   уровня, но при этом его картины проникнуты духом адыгских традиций и культуры.

17.07.2024 - 10:56

Волшебная кисть

17 июля празднует свой юбилей  талантливый художник, лауреат государственной стипендии в области культуры и искусства Раиса Сосланбековна Ваниева.

16.07.2024 - 16:44

Рашид Локъяев. Сродни герою времени

С заочно знакомым по его творчеству я беседую в его офисе. Его приглашение имеет определённую цель: рассказать о древнем национальном ремесле читателям. Возможно, его пример подвигнет и других на добрые дела.

16.07.2024 - 16:41

Азнор Сарбашев среди картин и друзей

В Фонде культуры КБР им.В Ворокова прошла встреча с поэтом и бардом, архитектором и художником Азнором Сарбашевым.