Бизнес по-кавказски

Получить государственную поддержку стало проще: в Кабардино-Балкарии открылся центр «Мой бизнес», учреждённый Министерством экономического развития КБР. 
В центре, расположенном в Нальчике на ул. Кирова, 224, предприниматели могут получить услуги в режиме «одного окна»: «Мой бизнес» объединил все организации инфраструктуры поддержки предпринимательства республики. Начать своё дело, подготовить необходимые документы, продемонстрировать товары на российских и международных выставках предприниматели Кабардино-Балкарии могут благодаря поддержке, оказываемой на безвозмездной основе в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Дело семейное – дело любимое

Бизнесу семьи Кумыковых уже два года. Два года ООО «Альтаир» кормит жителей Кабардино-Балкарии и туристов, приезжающих к нам на отдых, блюдами кавказской и европейской кухни, фастфудом, тортами и национальными сладостями под брендом «АМАДА». Коммерческий директор предприятия Диана Кумыкова рассказывает, что такое семейный бизнес и «с чем его едят».
– Говорят, с родственниками бизнес лучше не вести – много сложностей, проблемы с распределением обязанностей и т.д. Что вы думаете по этому поводу?
– Многие говорят, что когда работаешь с семьёй, возникает много проблем, но на самом деле если бизнес семейный, это сплачивает. Наша семья – я и мой муж, свекровь и свёкор, деверь – стала настоящей командой, которая занимается любимым делом. Все члены семьи играют в общем деле ту или иную роль. Очень много вкладываем времени и средств в общее дело. Основа бизнеса – наша семья. В этом направлении мы трудимся почти два года.
– Какая помощь нужна молодому бизнесу?
– Пока мы работаем на Северном Кавказе, и нам важно показать себя на более высоком уровне. Площадки, на которых производители могут показать свою продукцию, очень дороги. Центр «Мой бизнес» бесплатно предоставил нам возможность принять участие в бизнес-миссии в рамках 27-й международной выставки питания и технологий переработки «Worldfood Instanbul 2019» и на Международной специализированной выставке «Импортозамещение». Участие в таких мероприятиях – это возможность заключить договоры с теми, кому нравится наша продукция, и дополнительная реклама для бизнеса. У нас нет юриста, и центр «Мой бизнес» помог нам в юридическом сопровождении. 
– Популяризируете национальные блюда?
– Мы хотели бы, чтобы как можно больше людей знали о наших национальных блюдах, и не ограничиваемся кондитерской деятельностью, восстанавливаем старинные рецепты. Хотим познакомить жителей других регионов с кушаньями, которые издревле готовили наши предки. Например, в Турции побывали готовые дэлены нашего производства – их нужно только разогреть в духовке или микроволновке и можно есть. На «Импортозамещении» была представлена наша халва, чак-чак, они пользуются спросом. 
– Туристы к вам заезжают?
– Кондитерский дом «АМАДА» находится в с. Заюково на федеральной трассе. Мы обустроили остановочный комплекс для туристов, есть пандусы, уборные для инвалидов. Мы учитываем всё, чтобы людям было удобно. Люди говорят, что не ожидали такое увидеть здесь. Многие бегут в город за клиентами, но мы остаёмся в селе, чтобы развивать сельский сегмент бизнеса. Работаем в том числе и с туристическими фирмами.
– У нас на Кавказе любят красивые названия. Почему вы назвали кондитерский дом «АМАДА»?
– Название кондитерского дома составлено из наших инициалов, а само слово «амада» в переводе с испанского означает «любимая». Ведь мы люди, которые заняты любимым делом каждый день. «АМАДА» – плод нашей семейной идиллии. 

Попробовать лето на вкус

Тепло и аромат самого светлого времени года хранят фрукты и овощи «Фрутерии» Карины Гутаевой. Чипсы из бананов, яблок, хурмы и клубники, а также свёклы и перца не содержат добавок, вкусны и полезны. Они хранятся от полугода до года и становятся особенно популярными у покупателей зимой, когда хочется вспомнить о красках и тепле лета.
– Карина, как пришла идея сушить не только яблоки, но и другие фрукты и овощи?
– Нас к этому подтолкнул папа. Его эта тема настолько заинтересовала, что он пришёл домой и рассказал нам. Мы увлеклись этой идеей, стали искать в интернете информацию, чтобы узнать больше, и решились попробовать сами. Начали с яблок – это самый практичный и простой вариант, самый ходовой, вкусный и лёгкий. Дальше пошли эксперименты. Тут работает фантазия: мы делаем всё, до чего додумаемся. Попробовав первые сушёные фрукты собственного изготовления, обрадовались: всё получилось, и получилось вкусно! Наши надежды оправдались. 
– Как фрукты становятся чипсами? 
– За один раз на сушку мы закладываем только один вид фруктов либо овощей – у них разное время и температура сушки. Яблоки и апельсины сушатся восемь часов. Очень быстро сушатся свёкла и морковь, при большой температуре они могут и за шесть часов приготовиться. Но обычно такую температуру не выбираем, потому что тогда фрукты и овощи потеряют все полезные свойства. 70 градусов – это предел. Начинаем от 55, при этой температуре, например, готовится киви. У каждого фрукта своя температура. 
– Как интересное дело превратилось в бизнес?
– Мы изначально видели в этом бизнес-идею. Когда дело стало набирать серьёзные обороты, возникла необходимость регистрироваться, получать сертификат. Снова стали искать информацию в интернете, и нам повезло: нашли сайт центра «Мой бизнес» cppkbr.ru. То, что услуги центра бесплатные, нас подкупило. Нам объяснили, какие документы принести, когда это сделать, ответили на все вопросы. Помогли оформить заявление, мы подали его в налоговую службу. Нас проконсультировали и по поводу сертификации и рекламы. Мне кажется, реклама – это самое классное, она необходима предпринимателям, но это очень затратное дело. Специалисты центра снова объяснили нам, что необходимо подготовить. Нам очень облегчили работу и помогли начать своё дело. В этом году мы ещё участвовали в грантовом конкурсе Всекавказского молодёжного форума «Машук» и выиграли: дополнительно к бизнесу будем реализовывать проект «Чипсы на здоровье».

Зольский «второй хлеб»

Кто бы мог подумать, что царь Пётр изменит жизнь многих поколений россиян, завезя в государство картофель? Сменялись руководители страны, менялся политическая обстановка, а картофель оставался «вторым хлебом». Без него и поныне многие жители страны не мыслят свой рацион. А в Кабардино-Балкарии зольский картофель – это не просто второй хлеб, но и показатель качества. О том, как развивать любимое дело, рассказывает генеральный директор ООО «Зольский картофель» Руслан Бжеников.
– Поделитесь, пожалуйста, вашими достижениями.
– «Зольский картофель» создан в 2011 году. Основная сфера нашей деятельности – выращивание продовольственного картофеля и семян высоких репродукций, начиная с производства мини-клубней и до супер-элиты. Мы сотрудничаем с Горским государственным аграрным университетом (г. Владикавказ), Кабардино-Балкарским государственным аграрным университетом и Кабардино-Балкарским институтом сельского хозяйства. В начале 2017 года «Зольский картофель» запустил теплицу для выращивания мини-клубней в гидроаэропонной установке. За первый период работы теплицы урожай мини-клубней составил 25 тысяч штук таких сортов, как «Удача», «Ред Скарлет», «Дезире», «Импала».
– Как господдержка помогла вам развивать бизнес?
– Представители нашего предприятия приняли участие в обучающих семинарах Школы экспорта Российского экспортного центра, побывали в Торгово-промышленной палате Азербайджанской Республики, на российской агропромышленной выставке «Золотая осень». Наш бренд был также представлен на азербайджанской международной выставке «Пищевая промышленность – WorldFood Azerbaijan 2019». В этом году мы впервые выезжали за пределы России, и эта поездка была организована для нас центром «Мой бизнес» бесплатно. Представители Азербайджана проявили интерес к нашей продукции, заключили контракты. Планируем воспользоваться и другими услугами центра, в том числе продвижением бренда. Для того чтобы вывести элитный материал на рынок, нам нужно трудиться четыре года, и если есть уверенность в завтрашнем дне, в том, что нам окажут поддержку, мы будем работать в этом направлении.
– В чём залог успеха?
– Считаю, что на рост урожайности повлияло наше старание использовать самую современную сельскохозяйственную технику и оборудование, внедрение передовых приёмов агротехнологии и обработки почвы. Нужно постоянно развиваться, и мы изучаем каждый регион, в который планируем поставлять нашу продукцию. Обратимся в центр «Мой бизнес» ещё не один раз – к следующему году собираемся снять рекламные ролики и напечатать буклеты на языках тех стран, в которых планируем побывать. Хотелось бы со следующего года посетить больше государств, чтобы показать нашу продукцию, в этом тоже рассчитываем на услуги центра. Кабардино-Балкария очень удобно расположена с точки зрения налаживания экспортных отношений, и мы хотели бы продвигать «Зольский картофель» за рубежом.

Сервис, который хочется «лайкнуть»

Если «АМАДА», «ФРУТЕРИЯ» и «ЗОЛЬСКИЙ КАРТОФЕЛЬ» кормят жителей Кабардино-Балкарии, то «Лайк-сервис» еду доставляет и закупает. И не только еду, а также цветы, подарки, шары, документы и медикаменты, медицинские изделия. Службу доставки «Лайк-сервис» организовал Исмаил Темукуев. 
– Скажите, работать на себя страшно?
– Понимаю, что для большинства людей быть самому себе начальником и подчинённым – это страшно и рискованно, но для меня это не актуально. Мне в своё время было страшно работать не на себя, не реализовать свои планы, амбиции, возможности. 
– Как понять, в каком направлении нужно развиваться?
– Глобальные цели и планы, видение того, в каком направлении расти, – всё это должно быть уже на старте. В процессе работы необходимо корректировать это видение. Нужно поставить долгосрочные цели, а внутри них каждый день принимать решения, которые будут так или иначе влиять на направление развития. Думаю, это одна из ключевых позиций для руководителя, основателя компании. Он должен понимать, к чему нужно стремиться, и, исходя из этого, выстраивать свою работу.
– Почему именно доставка? 
– Я закончил военную службу по контракту, в то время у меня не было конкретных планов и работы. Была машина, был я сам и желание что-то делать. Перебирал в мыслях варианты занятий, и пришла идея о доставке. Так и появилась доставка из кафе и ресторанов. В центре «Мой бизнес» мне помогли зарегистрироваться, рассказали о законах, подготовили все нужные документы, оформили удалённо, благодаря чему удалось избежать ненужной траты денег. Есть огромная польза в том, чтобы получить всю необходимую информацию от профессионалов, особенно если ты новичок в этом деле.
– Что чаще всего люди хотят куда-нибудь доставить?
– Больше половины наших заказов идёт от кафе и ресторанов. Чаще всего доставляется еда от наших партнёров: самое большое количество заказов – это суши и роллы, потом пицца. Потом уже посылки, цветы и подарки.
– Как сделать так, чтобы вам доверяли?
– Сейчас, когда уже три года опыта работают на тебя, есть репутация, в которую вложено много сил, средств и времени – с этим проще. В последние два года мы – лидеры на рынке доставки. Думаю, с самого начала доверие вызывает клиентоориентированность, желание максимально угодить запросам клиентов. Хотя бы в процентах семидесяти-восьмидесяти они должны быть удовлетворены сервисом и получить больше, чем потраченные деньги. Нужно любить то, что ты делаешь, стараться по максимуму удовлетворять запросы клиентов, их пожелания и выстраивать работу исходя из их потребностей. Думать не о прибыли, а о том, чтобы человек, который обратился в компанию, остался доволен полученными услугами.

На правах рекламы
Поделиться:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

14.08.2020 - 10:15

Маркировка как метод противодействия

С 1 июля началась обязательная маркировка табака, обуви и лекарств, а это значит, что оборот немаркированной продукции таких товарных групп прекращён.

05.08.2020 - 11:00

Социально-экономическое положение КБР в первом полугодии

Управление Федеральной службы государственной статистики по СКФО информирует, что в статистическом регистре хозяйствующих субъектов Северо-Кавказстата по Кабардино-Балкарской Республике на 1 июля 2020 г. было учтено 11 168 организаций, включая филиалы и другие обособленные подразделения.

31.07.2020 - 10:00

«Россельхозбанк» в КБР наращивает объёмы кредитования сезонных работ

За первые шесть месяцев 2020 года объём кредитных средств, выданных АО «Россельхозбанк» на проведение сезонных работ, составил 222,9 млрд руб.

31.07.2020 - 09:30

Два очных семинара для экспортёров

О том, как грамотно выстроить коммуникацию с будущими деловыми партнёрами и какие финансовые риски подстерегают предпринимателей в экспортной деятельности, расскажет на бесплатных семинарах федеральный тренер Школы экспорта Российского экспортного центра Оксана Воронкова.

29.07.2020 - 15:30

Программа стажировки для студентов

Россельхозбанк запустил программу стажировок для студентов и выпускников ведущих технологических вузов страны. Планируется приглашать старшекурсников и выпускников бакалавриата, а также студентов 1-2 курсов магистратуры.