Их имена вошли в историю хореографии Кабардино-Балкарии

К Международному дню танца

Этот год стал юбилейным для старейшего коллектива нашей республики – 90-летие отметит лауреат международных, всесоюзных и всероссийских конкурсов и фестивалей, кавалер высоких государственных наград Хашимитского Королевства – ордена Независимости Иордании первой степени и ордена «Звезда Иордании» первой степени, Государственный академический ансамбль танца «Кабардинка». Имя этого коллектива гремело на лучших мировых сценах. И по настоящее время ансамбль является визитной карточкой нашей республики, его искромётное творчество покоряет зрителей с момента открытия занавеса, с первых же аккордов. В канун Международного дня танца расскажем о солистах ансамбля, чьи имена в разные годы вошли в историю коллектива и летопись культуры нашей республики.
Много лет назад во время крупного республиканского смотра художественной самодеятельности одна из лучших гармонисток Северного Кавказа Кураца Каширгова заметила удивительную грациозность участницы из Зольского района. Этот районный смотр стал началом звёздной карьеры Сони Шериевой, чей яркий хореографический талант был воспет поэтами, а благородная красота увековечена в памятнике Марии Темрюковне Идаровой. Монумент был открыт в 1957 году в Нальчике в дни празднования 400-летия присоединения Кабарды к России. Подбирая натурщицу для памятника кабардинской жене Ивана Грозного, столичные художники С. Махтин и М. Листопадов остановили свой выбор на яркой танцовщице, увидев в ней черты истинной горянки. Тогда, рассмотрев множество фотографий, в числе прочих кандидаток в Ленинград пригласили и Соню Сахат-Гериевну, где девушек фотографировали и рисовали в национальных костюмах, специально взятых для этого в музее этнографии, отрабатывая каждое движение. В результате скульпторы выбрали именно Соню Шериеву. Сама танцовщица отнеслась к созданию памятника не менее серьёзно: она читала книги по истории России, интересовалась особенностями биографии, характером и судьбой Марии Темрюковны, параллельно изучая костюм и предметы быта того времени. В конце концов, пройдя все отборочные этапы, она не оставила шансов конкуренткам, воспринимая происходящее как высокую честь и серьёзную работу.
В своё время имя Мухамеда Алакаева было синонимом красоты, лёгкости и гармонии танца не только в нашей республике, но и далеко за её пределами. Своё первое звание заслуженного артиста КБАССР он получил в далёком 1960 году, через восемь лет ему присвоили звание народного артиста КБАССР, а в 1970 году – звание заслуженного артиста РСФСР. Мухамед Хабалович Алакаев до 1977 года солировал в Государственном ансамбле танца «Кабардинка», позже преподавал в детской студии национального танца при облсовпрофе, руководил ансамблем «Нальчанка», с которым участвовал во Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве в 1985 году. Работал в домах культуры г. Баксана, был учителем танцев в Нальчикской средней школе № 14.
Один из самых ярких артистов адыгской хореографии Асланбек Битоков долгие годы был главным балетмейстером ГААТ «Кабардинка». Он народный артист КБР, заслуженный артист Республики Абхазия. Совсем молодым поступил на работу в ансамбль «Кабардинка». Обладая яркой индивидуальностью, изящной пластикой, а также отличными сценическими данными и неимоверной трудоспособностью, Асланбек Битоков быстро вырос в ведущего мастера сцены, имеющего разноплановый репертуар. Примечательно, что звание народного артиста КБР он получил в 25-летнем возрасте. В концертной программе, поставленной начиная с 1990-х годов хореографом Ауладином Думанишевым, Асланбек Битоков мастерски воплотил роль черкесского аристократа в народном танце «Дворянская кафа», что, бесспорно, являлось большим творческим достижением.
Сценический путь художественного руководителя ГААТ «Кабардинка» Игоря Атабиева начался больше сорока лет назад – в 1980 году, когда он после окончания Кабардино-Балкарского культурно-просветительного училища был зачислен на должность артиста балета в Государственный ансамбль танца «Кабардинка». Работая в ансамбле, в 1988 году поступил и в 1993 году окончил Российскую академию театрального искусства по специальности «Искусство хореографии». В 1999 году Игорь Атабиев становится художественным руководителем Государственного академического ансамбля танца «Кабардинка».
В 1985 году И. Атабиев был награждён Почётной грамотой Президиума Верховного Совета КБАССР за проведение дней СССР в Иордании. В 1986 году ему присвоено почётное звание заслуженного артиста Кабардино-Балкарской АССР. В 1987 году он был направлен на I Всесоюзный конкурс артистов эстрады, проходивший в Кишинёве, где стал лауреатом, был отмечен за высокий профессиональный уровень членом жюри конкурса Махмудом Эсамбаевым. Творчество юбиляра отмечено золотой медалью «Дружба народов – единство России» от Ассамблеи народов России, золотой медалью «За высшие достижения в профессиональной деятельности и общественное признание» от Мирового Артийского комитета, золотым орденом с присвоением почётного звания кавалера международного золотого ордена «Рыцарь чести». Министерством культуры и печати Республики Адыгея И. Атабиев был награждён медалью «Цуг Теучеж». Получил почётную медаль «Голос Отечества» и от Российской академии общественного признания. В 2012 году ансамбль «Кабардинка» принял участие в культурной программе летних Олимпийских игр в Лондоне, а в декабре того же года Игорь Килишбиевич был награждён премией Правительства Российской Федерации в области культуры за творческие и профессиональные достижения. В феврале 2014 года вместе с ансамблем он принимал участие в церемонии официального открытия 126-й сессии Международного олимпийского комитета. Тогда же, выдержав жёсткую конкуренцию, ансамбль «Кабардинка» получил право выступать в концертной программе Олимпиады в Сочи. В 2015 году Атабиеву присвоены звания заслуженного артиста Республики Адыгея и РСО-Алания. Через два года такое же звание ему присвоили в Республике Абхазия, а в 2020 году И. Атабиев становится заслуженным деятелем искусств Республики Южная Осетия. В ноябре 2022 года Указом Главы КБР К.В. Кокова за достигнутые успехи и многолетний добросовестный труд ему было присвоено почётное звание Народного артиста Кабардино-Балкарии.

Анна АСАНОВА

Поделиться новостью:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

26.04.2024 - 16:27

В Нальчике покажут один из зрелищных спектаклей Адыгеи

27 апреля в Нальчике пройдёт показ спектакля «Пачъыхьэу Эдип» («Царь Эдип») театрального объединения Республики Адыгея Национального театра им. И.С. Цея, по одной из семи дошедших до нас трагедий Софокла – величайшего трагика античности, почитаемого наряду с Эсхилом и Еврипидом.

25.04.2024 - 14:48

«Освобождение Европы»

1 мая на официальном сайте Национального музея Кабардино-Балкарской Республики жителям региона представят новую цифровую выставку московского Музея Победы «Освобождение Европы».

24.04.2024 - 16:14

Адыгэ фащэ для императрицы

В коллекции Российского этнографического музея хранится чёрное атласное платье с золотым шитьём. Оно было подарено кабардинской знатью жене Александра III во время их поездки на Кавказ.

22.04.2024 - 14:37

Дети собрали карту России и создали диафильм

В республиканской детской библиотеке им. Б. Пачева прошла «Библионочь». Главная её идея – представить библиотекарей и библиотеки с необычной стороны.

20.04.2024 - 11:53

«Мой верный друг, спаситель вечный мой…»

Сегодня исполняется 75 лет прозаику и поэту, лауреату Государственной премии КБР, директору издательства «Эльбрус» Руслану Хасбиевичу Ацканову.  Сотни стихов, несколько поэм, около 300 сонетов, рассказы, переводы, очерки, эссе… Для культуры Кабардино-Балкарии Ацканов – крупная и знаковая фигура.