В этом году исполняется 190 лет со дня рождения Марии Александровны Вилинской, писавшей под псевдонимом Марко Вовчок.
Она скончалась на хуторе Долинском летом 1907 года. Незадолго до смерти Вовчок писала сыну: «... В верстах трёх-четырёх от местечка чудесно и лечиться, и жить. Воздух удивительный – ни слякоти, ни ветров. Вот я пишу и вижу в окошко ослепительное голубое небо, под окошком цветут гиацинты, распускаются нарциссы, фиалки усыпают везде траву, лесистые горы начинают зеленеть, вдали сияют снежные, и солнце, солнце, солнце, ещё не жгучее, но какое животворное! Внизу река Нальчик горная, сродни Тереку, летит в берегах. Купаться в ней можно только сидя – неглубокая, и, сидя, чувствуешь, что вдруг тебя двинет вперед, от камня, где приютился, и оттуда на тебя нападёт волна. Надо хвататься за камень. Чтобы не утянуло дальше... но купанье всё-таки, по моему мнению, превосходное. ...Я своими глазами увидела несколько больных, поникших, унылых, которые через месяц уходили бодро и благословляли Нальчик… У нас благорастворение воздухов: солнце так бьёт в окно, что мешает писать, земляника, столь ценимая в Петербурге, цветет вторично, обильно даёт плоды, в садике благоухает гелиотроп и резеда, листва облетела, но лес, кажется, говорит: «Хорош я и облетевший».
Согласно семейному преданию литературный псевдоним Марко Вовчок был образован от имени основателя рода – казака Марка, прозванного «Вовком». Предки писательницы были украинскими помещиками. Она родилась в селе Екатерининском Елецкого уезда Орловской губернии и была троюродной сестрой русского литературного критика Дмитрия Писарева.
Известность пришла к Вовчок во второй половине XIX века. Помимо работы над собственной прозой она переводила Жюля Верна, Болеслава Пруса, Виктора Гюго. Дружила с Тургеневым, Шевченко, Чернышевским, Герценом, Добролюбовым, Некрасовым, Салтыковым-Щедриным. Вовчок писала на украинском, русском и французском языках. Первый сборник её рассказов вышел в 1857 году. В своих произведениях писательница осуждала крепостное право, описывала историческое прошлое Украины. Вместе с первым мужем А. Марковичем занималась сбором и исследованием этнографических материалов на Украине. Позднее вела отдел иностранной литературы в журнале «Отечественные записки».
Её мать, помещица Прасковья Данилова, была женщиной образованной, знала несколько языков, любила музыку, неплохо пела. Детство Марии прошло в имении отца – армейского офицера Александра Вилинского. После его смерти Прасковья вышла замуж во второй раз за помещика Дмитриева, который был известен жестокостью и крутым нравом. Ситуация в семье сложилась непростая: отчим пил, играл в карты, издевался над женой и детьми. Мария месяцами жила у родственников под присмотром гувернанток. По словам её младшего брата Дмитрия, «с юношеских лет сестра стремилась к науке, не имела желания модничать, всегда одевалась просто, причёсывалась без причуд. Косы укладывала короной, и это осталось у неё на всю жизнь».
Образование Мария Вилинская получила в Харьковском частном пансионе. Девушек учили вести себя в светском обществе, говорить по-французски, танцевать модные танцы, играть на фортепиано. «Я помню крепкую, хорошенькую девушку. У неё был открытый взгляд, она держала себя просто и непринуждённо, и это отличало её от всех остальных. Кроме того, у неё были роскошные русые косы, которые она часто, вопреки правилам пансиона, носила спущенными», – писала много лет спустя её тогдашняя подруга.
Окончив обучение, Мария переехала в Орёл под опеку богатой тётки Екатерины Мардовиной. В её салоне собирались известные в то время писатели, среди которых был и Николай Лесков. Здесь Мария знакомится со своим будущим супругом, украинским фольклористом и этнографом Афанасием Марковичем – сыном обедневшего помещика.
Они переезжают на Украину, но в начале 1859 года возвращаются в Петербург. В северной столице Мария попала в круг И. Тургенева, Н. Некрасова, А. Плещеева, А. Писемского. С Тарасом Шевченко у неё возникли особые отношения. «Народные рассказы» Марко Вовчок, во многом созвучные его собственным произведениям, пришлись классику по душе. Он подарил Марии Александровне своего «Кобзаря» с надписью: «Моей единственной дочке Марусе Маркович. Крёстный отец Тарас Шевченко, на память 24 января 1859 г.».
В этом же году Марковичи выезжают за границу, чтобы наладить творческие и издательские связи. В Европе Марко Вовчок встречается с Д. Менделеевым, А. Бородиным, И. Сеченовым, при содействии Тургенева – с Львом Толстым, Жюлем Верном и Александром Герценом. В Дрездене супругов навестила двоюродная сестра Герцена Татьяна Пассек. Её 23-летний сын Александр влюбился в писательницу, та ответила взаимностью, что разрушило её семейную жизнь.
Афанасий Маркович вернулся на родину, а влюблённые переехали в Италию. В 1866 году Александр умер от скоротечной чахотки. Вторым её законным супругом стал молодой офицер, выпускник морского училища Михаил Лобач-Жученко. Они часто переезжали с места на место, но отпуск неизменно проводили в Пятигорске. На водах Мария Александровна встретила давнюю знакомую – вдову профессора истории Московского университета Юлию Ешевскую, уже много лет жившую в слободе Нальчик.
В 1905 году Лобач-Жученко провели отпуск у неё в гостях. В письме сыну Мария Александровна писала: «Мы, вероятно, поедем в Нальчик, где будет строиться что-то вроде сарайчика. Сарайчик будет разделён на три части: погреб, собственно сарайчик и нечто вроде жилой комнаты, где летом можно отлично жить в ожидании двухкомнатной дачи, если это не обойдётся дорого».
Вскоре Михаил Лобач-Жученко купил участок земли и подарил его жене. Об этом свидетельствует другое письмо к сыну. «Надо тебе сказать, что прежде, когда ещё не устремлялись в Нальчик, как в курорт, лес, теперь разбитый на участки, был необитаем, и там купили два участка и поселились несколько человек... Теперь ты услышишь новость, от которой подпрыгнешь... Я – землевладелица. Миша купил участок в Нальчике в 600 квадратных сажен и подарил мне».
По свидетельству лечащего врача, семидесятилетняя Марко Вовчок выглядела значительно моложе, но возраст давал о себе знать. Последние годы жизни она работала над повестью «Гайдамаки», наслаждалась воздухом, солнцем и удивительной природой.
28 июля 1907 писательница умерла и, согласно завещанию, похоронена в саду под любимой грушей.
В 1956 году в усадьбе Марко Вовчок открыли мемориальный музей, который является одной из достопримечательностей столицы нашей республики.